900igr.net
В последнее время отмечается опасная тенденция увели-чения числа природных катастроф. Сейчас они проис-ходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз. Год от года рас-тёт число жертв от последствий ЧС. Увеличение часто-ты проявления разрушительных сил природы обостри-ло проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его защиты от чрезвычайных ситуаций. Человек не может устоять перед силами природы. Великие учёные давно пришли к заключению, что наша планета – не просто кусок камня в бескрайнем космосе, а организм, живущий по своим законам. Люди должны знать их и учитывать в своей деятельности. Таким образом, тема «Чрезвычайные ситуации природного характера» является на сегодня актуальной и с научной и с практической точки зрения.
Цели и задачи: - Ознакомить с основными разновидностями стихийных бедствий, правами и обязаннос-тями граждан РФ в области защиты от чрез-вычайных ситуаций и совершенствовать знания о способах защиты от них. Усвоить основные понятия и определения; Расширить, обобщить и систематизировать знания об опасностях природного характера; Приобрести навыки поведения и действий в случае ЧС природного характера; Формировать творческое мышление, научное мировоззрение.
Источником природной ЧС является опасное природ-ное явление или процесс. Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые вследствие своей интенсивности, масшта-ба распространения и продолжительности могут вызвать неблагоприятное воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную сре-ду. Основные понятия
Стихийное бедствие – разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значитель-ного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Они возника-ют под воздействием атмосферных явлений (ураганы, смерчи, дожди), огня (лесные и торфяные пожары), изме-нения уровня воды в водоёмах (паводки, наводнения), изменений в почве и земной коре (извержения вулканов, землетрясения, оползни, цунами, обвалы). Стихийные бедствия обычно и являются чрезвычайными ситуациями природного характера. Они могут возникать независимо друг от друга, а иногда одно стихийное бедствие влечёт за собой другое.
Чрезвычайная ситуация складывается только тогда, когда в результате опасного природного явления возникает реальная угроза человеку и окружающей его природной среде. Различное происхождение таких явлений стало основой классификации чрезвычайных ситуаций природного характера
Геофизические ЧС Землетрясения Извержения вулканов
Просадки Оползни Сели Лавины Обвалы, осыпи Пыльные Склоновый бури смыв Геологические ЧС
Гидрологические ЧС Внутренних вод Морские Паводки Напор и дрейф льдов Половодья Циклоны Заторы, зажоры Цунами Ветровые нагоны Сильное колебание Высокие уровни воды уровня моря Низкие уровни воды Непроходимые льды Ранние ледоставы (труднопроходимые)
Гидрогеологические ЧС Низкие Высокие уровни уровни грунтовых грунтовых вод вод
Метеорологические и агрометеорологические ЧС Сильные осадки Бури ливень Ураганы град Смерчи метель Шквалы гололёд Сильный Сильная мороз, жара, заморозки засуха, суховей
Природные пожары Низовые Верховые Подземные (торфяные) Степные Полевые
Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; Групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; Эпидемические вспышки опасных инфекционных заболеваний; Эпидемии; Пандемии; Инфекционные заболевания невыясненной этиологии Инфекционная заболеваемость людей:
Поражение с/х растений болезнями и вредителями: Прогрессирующие эпифитотии; Панфитотии; Болезни невыявленной этиологии; Массовое распространение вредителей растений
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; Энзоотии; Эпизоотии; Панзоотии; Инфекционные заболевания невыясненной этиологии
На территории Кольского полуострова природные стихийные бедствия не носят разрушительного характера, но доставляют людям массу неудобств и неприятностей.
На территории Мурманской области к неблагоприятным природным явлениям, прежде всего, относятся климатические явления, связанные с атмосферой. Лесные пожары, как опасное природное явление, на-блюдаются на территории всей Мурманской области в летний период, когда солнце не заходит за горизонт и продолжительность солнечного сияния составляет 6-9 часов в сутки. Обвалы, осыпи - встречаются в горных районах нашей области и вдоль магистралей, пронизывающих скаль-ные грунты. Угрожают безопасности движения авто-мобильного и железнодорожного транспорта, раз-рушают и повреждают покрытия автомобильных до-рог, линии электропередач, связи, шахты, рудники и другие промышленные предприятия, и объекты области.
Интенсивный весенний подъём уровня воды в реках нашей области обычно начинается в первой поло-вине мая. Вскрытие рек сопровождается заторами льда и ледоходом. Высшего уровня подъём воды достигает в конце мая - начале июня. Когда начинается вскрытие и ледоход, вода сильно поднимается, выходит из берегов, затапливая прибрежную территорию и часто дороги, проходящие рядом с водоёмами. Стихийные бедствия могут возникать как во взаимосвязи, так и независимо друг от друга, в результате воздействия атмосферных явлений, огня, изменения уровня воды в водоёмах, изменений в почве и земной коре. Абсолютное коварство и непредсказуемость – главная примета неблагоприятных природных явлений Кольского полуострова.
Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС природного характера
Законом Российской Федераций «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят 21.12.1994г.) определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Граждане России имеют право (ст.18): на защиту жизни, здоровья и личного имущества; при необходимости использовать СИЗ, убежища, другое имущество органов исполнительной власти, предназначенное для защиты людей в ЧС; получать информацию о надвигающейся опасности, о возможном риске, о правилах поведения и мерах безопасности; обращаться лично, и направлять в государственные органы и органы местного самоуправления обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудо-способности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защи-те населения и территорий от ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери кормиль-ца, погибшего или умершего от увечья или заболева-ния, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.
активно содействовать выполнению всех мероприя-тий, проводимых МЧС РФ; соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС; неукоснительно выполнять меры безопасности; изучать основные способы защиты населения и тер-риторий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования средст-вами защиты; знать сигналы оповещения и порядок действий по ним; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Граждане России обязаны (ст. 19):
Закон Мурманской области «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», принятый областной Думой 23.12.2004г., разработан в соответствии с Федеральным законом и определяет общие для Мурманской области организа-ционно-правовые нормы в сфере защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находя-щихся на территории Мурманской области, всего земельного, водного, воздушного пространства в пре-делах Мурманской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1. Защита населения и территорий от ЧС - важнейшая функция органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления. Защите в условиях ЧС подлежит все население Мурманской области. 2. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, прово-дятся заблаговременно. 3. Планирование и осуществление мероприятий по защи-те населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опас-ности возникновения ЧС. Объем и содержание меро-приятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой до-статочности и максимально возможного использова-ния имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Принципы защиты населения и территорий от ЧС (ст. 7):
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась ЧС, органов испол-нительной власти Мурманской области. При недоста-точности указанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Права граждан Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций изложены в статье 14: 1. Граждане РФ в соответствии с законодательством имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций, предназна-ченное для защиты населения от ЧС; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Мурманской области, и о мерах необходи-мой безопасности;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; обращаться лично, а также направлять в органы госу-дарственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления индивидуальные и коллек-тивные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспо-собности в связи с увечьем или заболеванием, полу-ченным при выполнении обязанностей по защите насе-ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, в по-рядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормиль-ца, погибшего или умершего от увечья или заболева-ния, полученного при выполнении обязанностей по за-щите населения и территорий от чрезвычайных ситуа-ций, в порядке, установленном для семей граждан, по-гибших или умерших от увечья, полученного при вы-полнении гражданского долга по спасению человечес-кой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются законодательством РФ и законодательством Мурманской области.
Обязанности граждан РФ в сфере защиты населения и территорий от ЧС изложены в ст. 15: Граждане РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты Мурманской области в сфере защиты населения и территорий от ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной сфере; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, а также предприя-тий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Заключение Теперь нам известно, как и где происходят мировые катастрофы, известны все параметры этих стихийных бедствий, известно как защищаться от них и уменьшать катастрофические последствия, хотя бы частично. Рассмотрение проблем безопасности человека в любых условиях жизни и сферах деятельности приводит к вы-воду, что достижение абсолютной безопасности не-мыслимо, а максимальный уровень возможен при оп-тимальной организации безопасной жизнедеятельнос-ти. В нашей стране создана структура, которая обеспечивает приемлемый, постоянно повышающийся уровень без-опасности, оцениваемый системой показателей заболе-ваемости, травматизма, чрезвычайных ситуаций, сти-хийных бедствий, аварий, других нежелательных со-бытий и управлением всех уровней, подчиненных им сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС природного характера.