Правила техники безопасности в мастерской школы МБОУ «Дивенская основная общеобразовательная школа» Преподаватель 1 категории Быканов И.Л. Тема № 1 Технология
Это важно знать! Особое место в работе мастерской школы имеет правильное выполнение предписаний техники безопасности. Режущие, колющие инструменты (ножи, пилы, топоры, отвёртки), а также металлорежущее оборудование (токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные, заточные станки) являются источниками повышенной опасности для человека и могут при их неправильном использовании в быту, на уроках труда и на практике привести к серьёзным травмам.
Опасное оборудование мастерской
Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности: - при работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травм при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности;
- пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок , а сам предмет должен быть надежно закреплен в тисках или другом зажимном приспособлении;
- на рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться;
- положение тела работающего должно быть устойчивым; нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании. При работе с режущим инструментом , имеющим электрический или какой-нибудь другой механический привод (электродрели, электрорубанки, электропилы), нужно быть особенно осторожным и строго соблюдать требования безопасности; электрический инструмент является источником многих тяжелейших травм, так как скорость его вращения очень велика, а быстрота реакции человека недостаточна, чтобы в момент аварии вовремя отключить подачу электричества;
Электробезопасность - если при работе с электроинструментом вы почувствовали удар током, необходимо немедленно прекратить работу до устранения повреждения изоляции; обычно ручной электроинструмент выполняется в корпусе и с рукояткой из электроизолирующего материала (пластмассы); при повреждении корпуса или наличии трещин его использование недопустимо; выпускают электоинструменты и в металлическом корпусе, но они менее надежны с точки зрения обеспечения электробезопасности, поэтому ими лучше не пользоваться;
Рабочая форма одежды в школьной мастерской - работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента( особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми); в противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент;
Порядок работы с электроинструментом - инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и принял устойчивое положение; после завершения операции обработки инструмент должен быть отключён;
Защита органов зрения - при обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента; частицы, обладающие высокой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз; поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза – очками; рабочая одежда должна быть из плотного материала;
Металлообработка - при обработке твёрдых материалов образуется стружка (особенно опасна металлическая); она наворачивается на вращающийся режущий инструмент, а затем под действием центробежной силы может вылететь и нанести травму; поэтому образующуюся ленточную стружку нужно своевременно удалять с инструмента, предварительно остановив его;
Термическая безопасность - обрабатываемые поверхности и обрабатывающий инструмент при высоких скоростях резания за счет трения разогревается до высоких температур; поэтому после обработки, прежде чем дотрагиваться до обработанной поверхности инструмента, нужно дать им охладиться;
- металлообрабатывающие станки оборудуются прочными защитными экранами для защиты от осколков, частиц стружки; работа допускается только при опущенном защитном экране; также применяются защитные очки.
Проверка знаний и задание на дом. Контрольные вопросы: 1.Какая форма одежды предусматривается для работы в школьных мастерских? 2.Как необходимо держать режущий инструмент во время работы с ним? 3.Как должны располагаться инструменты на рабочем месте? 4.Что необходимо предпринять, если ты почувствовал удар током? 5.Каким образом можно защитить органы зрения при работе в мастерской? 6.Что такое стружка при обработке твёрдых материалов и чем она опасна? 7.Что значит термическая травма при работе с инструментом на высоких скоростях? Задание на дом: 1. Повторить пройденный на уроке материал. 2.Подготовить вместе с родителями примеры из жизненной практики о травмах, полученных при несоблюдении правил техники безопасности.
Создатели презентации и литература: Автор презентации – Быканов И.Л. Редактор – Шатова Е.В. Литература: 1. Рожков В.В. Безопасность и учебный процесс. 2. Зуев В.В. Школьные учебные мастерские.