«XXI век без вредных привычек» Деловая игра для учащихся 9-11 классов
Цели и задачи: Выявление влияния вредных веществ на здоровье человека; Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия; Рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; Формировать отрицательное отношение к курению, алкоголю и наркомании.
Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него.
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус и их немного тошнило… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий». Марк Твен «Приключение Тома Сойера»
Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак? Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?
Курение – вдыхание дыма некоторых тлеющих растений (табак, опиум и др.), наиболее распространенная вредная привычка, отрицательно влияющая на здоровье курильщика и окружающих его людей.
Дата рождения табака - 1492 год. Когда Колумб открыл Америку В Россию табак попал в конце XVI века
На организм девочки табак действует гораздо сильнее: «вянет кожа», быстрее сипнет голос. Курение и школьник несовместимы!
«Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…» Бехтерев
Средний возраст начала потребления алкоголя в России - 12 - 13 лет. К 18 годам алкоголь хотя бы раз в неделю пьют 27% молодых людей. Баночка 0,33 л слабоалкогольного напитка - эффект как от 100 - 120 г водки, так как углекислый газ многократно ускоряет всасывание алкоголя в кровь. Одна бутылка пива в среднем равна примерно 50 г водки.
Картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.
Из опрошенных 605 школьников 6-16 лет во время употребления спиртных напитков у 41,1% отмечались неприятные и тяжелые соматопсихические ощущения, у 35,6 – безразличное состояние, у 23% – приятное состояние. После выпивки головная боль отмечалась у 61,2%, тошнота – у 8,4%, рвота – у 14,8%, подавленное состояние у 3,6%, слабость у 12,4%.
Самочувствие в опьянении подъем настроения – 47,8%, безразличное настроение – 18,4%, упадок настроения – 6,1%, физическое недомогание – 27,6%.
из 30 опрошенных людей: люди пожилого возраста – 12 человек, люди среднего возраста – 10 человек, молодежь и школьники – 8 человек.
Реакция пожилых людей: испуг – 4 человека, недоумение, непонимание – 3 человека, безразличие – 3 человека, озлобленность, агрессия – 2 человека.
Реакция людей среднего возраста: страдание – 4 человека, испуг – 3 человека, агрессия – 3 человека.
Реакция молодежи: интерес к теме разговора – 5 человек, испуг – 3 человека
В России официально зарегистрировано более 3 млн. наркоманов В результате проведенного в Челябинске опроса 10 тысяч подростков в возрасте от 7 до 18 лет выяснилось, что 36,6% опрошенных уже успели попробовать наркотики, из них большинство употребляет их регулярно
Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков: Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от типа лекарства. Нарушение адекватности поведения. Нарушение аппетита, иногда – потеря веса. Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство подавленности, агрессивность. Появление головных болей, раздвоение изображения. Изменение цвета кожи. При внутреннем использовании появляются отметки от игл (особенно на руках). Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.
Задание № 1 Создайте портрет зависимого человека (зависимость от табака, алкоголя, наркотиков). Это может быть и символическое изображение. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает.
Портрет зависимого человека
Задание № 2 Каждая группа представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков, от сверстников. Задача группы – сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему.
Ситуация 1 У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его терять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. ПОСОВЕТУЙТЕ КАК?
Ситуация 2 Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно и я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я наркоманка?» ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома. ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Ситуация 3 Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она созналась, что несколько месяцев балуется наркотиками и это ей нравится. Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?
Как вы думаете, почему многие люди начинают курить, употреблять наркотики и алкоголь? Считаете ли вы, что использование наркотиков или алкоголя связано с отрицательным давлением среды? Почему? Как вы думаете, почему подростки курят, пьют, употребляют наркотики? Кто несет ответственность за здоровье человека?
Помните, что для укрепления здоровья необходимо: сохранение устойчивой нервной системы и положительных эмоций и отказ от вредных привычек.
Литература: СОР «Обществознание 8-11 класс» Методическое пособие по воспитательной работе «Мой выбор». - М. «Ижица», 2003 Я.В.Голубева «Проблемные классные часы». – Волгоград: «Учитель», 2006 А.М.Байбаков «Классные часы 10-11 класс». – Волгоград: «Учитель», 2006