Шакиров Игорь Иргашевич преподаватель АНО «УИЦ» 900igr.net
Наиболее существенным изменением станет внедрение новой классификации опасных производственных объектов. Все они будут разделены на четыре класса опасности: от I класса - чрезвычайно высокая опасность до IV класса - низкая опасность. Класс опасности производственного объекта будет определяться в зависимости от двух критериев: от оборудования, используемого на объекте, и от количества опасных веществ, находящихся на нем. Закон незначительно изменяет сам перечень опасных производственных объектов, указанный в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. Однако в силу введения классов опасности подход к регулированию в отношении данных объектов будет существенно дифференцирован. Класс опасности будет влиять на требования, предъявляемые к опасным производственным объектам. Например, для объектов IV класса опасности будут установлены минимальные требования: в отношении них не будет требоваться проведение плановых проверок, разработка и утверждение в установленном Правительством РФ порядке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. К объектам I класса опасности будут предъявляться наиболее жесткие требования, которые начнут действовать с 1 января 2014 г. Например, в отношении всех подобных объектов будет установлен режим постоянного государственного надзора, порядок осуществления которого будет определять Правительство РФ. В настоящее время требование об установлении постоянного государственного надзора распространяется только на объекты, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Классы опасности будут присваиваться при госрегистрации опасного производственного объекта. Сама процедура данной регистрации сохранится в неизменном виде. !!!В отношении объектов, уже зарегистрированных в госреестре опасных производственных объектов, Законом установлена обязанность до 1 января 2014 г. провести перерегистрацию с присвоением соответствующего класса опасности!!!
1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. 2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. 4. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. 5. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно; е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр; 2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; 5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых; 6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию. К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.
Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, перерегистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, внесение изменений в государственный реестр опасных производственных объектов, в том числе исключение опасных производственных объектов из государственного реестра опасных производственных объектов осуществляется регистрирующим органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ . Основанием для регистрации является заявление о регистрации опасных производственных объектов с приложением документов: карта учета опасного производственного объекта с установлением класса опасности (в двух экземплярах на каждый объект), согласованная (при необходимости) в порядке, установленном Временным порядком ведения государственного реестра опасных производственных объектов Утвержденного распоряжением руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 марта 2013 г. N 31-рп ; сведения, характеризующие опасный производственный объект (в двух экземплярах); подлинник либо дубликат ранее выданного свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, карты учета; обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Документы направляются эксплуатирующей организацией в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Документы эксплуатирующая организация вправе представить лично или посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении. В приложении к Порядку приводится образец Карты учета опасного производственного объекта в государственном реестре, а также рекомендации по ее оформлению.
Закон определяет, что обязанность по разработке деклараций промышленной безопасности сохранится только для объектов I и II класса опасности, на которых опасные вещества получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). Для деклараций промышленной безопасности будет создан отдельный реестр, вести который будет Ростехнадзор. Увеличится перечень случаев, когда декларацию промышленной безопасности необходимо разрабатывать повторно. Повторная разработка будет необходима: в случае истечения десяти лет со дня ее внесения в реестр деклараций; в случае выдачи Ростехнадзором или его территориальными органами предписания о разработке новой декларации, если выяснится, что сведения в декларации не соответствуют сведениям, полученным в ходе государственного надзора в области промышленной безопасности; в случае изменения требований промышленной безопасности; в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на 20 процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.
1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону "(за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). 3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. 3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь: - в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности; - в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте; - в случае изменения требований промышленной безопасности; - по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. 6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации. 7. Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов."; 8. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.
1. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. 2. Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности. 3. Для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 процента до 6 процентов объема такой продукции; 3) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта. 4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта. 5. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта. 6. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 3 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для подвесных канатных дорог; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта. 7. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 4 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 000 килограммов и более; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов. 8. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 5 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) I класс опасности - для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти: взрывы газа и (или) пыли; внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли; горные удары; прорывы воды в подземные горные выработки; 2) II класс опасности - для объектов ведения подземных горных работ, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев); 3) III класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);
4) IV класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год. 9. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства; 2) IV класс опасности - для иных опасных производственных объектов. 10. В случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 7 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности. 11. В случае, если опасный производственный объект, для которого в соответствии с пунктами 1 - 8 настоящего приложения должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.
Таблица 1 Наименование опасного вещества Количество опасного вещества, т I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности Аммиак 5000 и более 500 и более, но менее 5000 50 и более, но менее 500 10 и более, но менее 50 Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы) 25 000 и более 2500 и более, но менее 25 000 250 и более, но менее 2500 50 и более, но менее 250 Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) 100 000 и более 10 000 и более, но менее 100 000 1000 и более, но менее 10 000 200 и более, но менее 1000 Акрилонитрил 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 4 и более, но менее 20 Хлор 250 и более 25 и более, но менее 250 2,5 и более, но менее 25 0,5 и более, но менее 2,5 Оксид этилена 500 и более 50 и более, но менее 500 5и более, но менее 50 1 и более, но менее 5 Цианистый водород 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,4 и более, но менее 2 Фтористый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Таблица 1 Наименование опасного вещества Количество опасного вещества, т I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности Сернистый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5 Диоксид серы 2500 и более 250 и более, но менее 2500 25 и более, но менее 250 5 и более, но менее 25 Триоксид серы 750 и более 75 и более, но менее 750 7,5 и более, но менее 75 1,5 и более, но менее 7,5 Алкилы свинца 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5 Фосген 7,5 и более 0,75 и более, но менее 7,5 0,075 и более, но менее 0,75 0,015 и более, но менее 0,075 Метилизоцианат 1,5 и более 0,15 и более, но менее 1,5 0,015 и более, но менее 0,15 0,003 и более, но менее 0,015
Таблица 2 Примечания: 1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1 настоящего приложения, применяются данные, содержащиеся в таблице 2 настоящего приложения. 2. При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются. 3. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида. Виды опасных веществ Количество опасных веществ, т I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности Воспламеняющиеся и горючие газы 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20 Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах 500 000 и более 50 000 и более, но менее 500 000 1000 и более, но менее 50 000 - Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20 Токсичные вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20 Высокотоксичные вещества 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,1 и более, но менее 2 Окисляющие вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20 Взрывчатые вещества 500 и более 50 и более, но менее 500 менее 50 - Вещества, представляющие опасность для окружающей среды 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
С 1 января 2014 г. все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны будут создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Под системой управления промышленной безопасностью в Законе понимается комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемый в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, в целях локализации и ликвидации последствий таких аварий. Правительство РФ установит требование к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. 2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
4. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают: определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах; идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз; планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями; координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах; осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах; информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности. 5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, которым присвоены I, II и III классы опасности в соответствии с п. п. 1, 4, 5 и 6 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности (в редакции Закона), должны будут разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию устанавливаются Правительством РФ.
1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии. 2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон изменяет периодичность проведения плановых проверок для производственных объектов III и IV класса опасности. Плановые проверки объектов III класса опасности будут проводиться не чаще одного раза в три года, а в отношении объектов IV класса опасности, как было сказано выше, такие проверки вовсе не будут осуществляться. Для объектов I и II класса опасности периодичность проведения плановых проверок не изменится - они будут проводиться не чаще одного раза в год. Для объектов I класса опасности также устанавливается режим постоянного государственного надзора.
Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности. 5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 настоящей статьи, начиная со дня: принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов; регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; окончания проведения последней плановой проверки.
5.1. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью: в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года; в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет. 5.2. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся. 11. На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Закон установил обязанность по уведомлению Ростехнадзора и его территориальных органов о начале эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности. Данное правило вступит в силу с 1 июля 2013 г. Предполагается, что до этого момента Правительство РФ должно будет утвердить конкретные перечни работ и услуг, выполняемых в составе данного вида деятельности. Соответствующие изменения должны быть внесены в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: …… уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; …. создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
В соответствии с Законом не будет необходимости проводить подобную экспертизу ни при разработке, ни при внесении изменений в документацию на капитальный ремонт опасного производственного объекта. При проведении капитального ремонта опасного производственного объекта необходимо будет проводить только экспертизу проектной документации (ст. 49 ГК РФ).