КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО ТЕМЕ: «ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ» ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ 2 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ», ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ТИМАКОВ А.А. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ БЕЛЫХ Т.В.
ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Данное исследование актуально в наши дни, так как с развитием сферы информации и ее легкодоступности важно запоминать огромный объем материала, что практически невозможно при механическом заучивании. Способность к обобщению играет важную роль, так как если сжать материал на основании общих моментов, то воспроизведение сути материала упрощается, при уменьшении материала и его осмысленности.
Объект исследования. Психологический процесс запоминания и в частности смысловое запоминание. Предмет исследования. Предметом исследования курсовой работы являлась зависимость эффективности смыслового запоминания от выраженности способности к обобщению. Гипотеза. Существует определенная зависимость эффективности смыслового запоминания от выраженности способности к обобщению.
Методы. Метод теоретического анализа исследований проводившихся по данной теме в психологии. Психодиагностическая методика \"Обобщения-2010. Форма В\" (модифицированная). Сравнительный метод: сравнение двух групп испытуемых по силе выраженности исследуемого признака и количеству воспроизведенного материала.
Организация исследования. Исследование было организовано и проведено на базе Северо-Кавказского Федерального Университета. В качестве испытуемых были выбраны студенты первого и второго курсов, возрастные рамки 18-20 лет. Количество испытуемых – 30 человек. С использованием Психодиагностической методики \"Обобщение-2010. Форма В\", сокращенно О-2010.В.(модернизированная)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Раздача бланков и объяснение сути исследования, разъяснение прочих вопросов. Для проведения первой части исследования (механического запоминания) слова были написаны на доске (испытуемые запоминали) после они стирались и участники воспроизводили запомненное. (повторялось 3 раза с разным набором слов). Для проведения второй части исследования использовались только бланки с заданием, розданные заранее. Участники для всех групп слов писали обобщения и после воспроизводили запомненные обобщения с обратной стороны бланка. Бланки были собраны и подсчитан процент правильный ответов. В соответствии с таблицей определено качество запоминания. Сравнение групп с разным уровнем качества обобщения, для определения разницы в количестве воспроизведенных слов.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Средний уровень механического запоминания: 85% Средний уровень качества способности к обобщению: 55% Средний уровень смыслового запоминания: 85% Данный результат для возрастной группы 16+ является средним и даже близким к низкому уровню. После этого были сделаны две выборки. Основанием для выборки послужило качество смыслового запоминания. В результате сравнительного анализа у испытуемых с высоким уровнем качества смыслового запоминания на 15 % больше воспроизведенных слов, чем у группы с низким уровнем качества смыслового запоминания, следовательно моя гипотеза подтвердилась.
Следовательно, задачи, поставленные нами в ходе исследования, выполнены, гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута.
Спасибо за внимание