Задачки деда –краеведа. Задачи и задания, составленные по материалам школьного музея Краеведческий музей «Островок» МОУ «Гимназия» МО «Островский район» Псковская область Темняк Наталья Владимировна
Задачи по истории г.Острова Рассмотрите герб города Острова, объясните изображённые на нём символы. Первое упоминание о городе Острове относится к 1341 году . Сосчитайте, на сколько лет г.Остров моложе или старше других известных городов, если известно, что Санкт-Петербург основан в 1703г.; Первые упоминания о Москве относятся к 1147г.; о Новгороде –к 862г.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Рассмотрите керамические сосуды и образцы домотканого полотна на стендах школьного музея. Учёные утверждают, что столь непохожие вещи произошли от одного изделия. Какое это могло быть изделие?
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Какой из экспонатов нашего музея мог быть известен ещё людям каменного века? Ответ: глиняный горшок. Керамическую посуду первоначально изготавливали, обмазывая глиной плетёную корзину.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Рассмотрите экспозицию школьного музея «Предметы крестьянского быта». Какие из них могли быть в крестьянском доме ХIХ в.? Расскажите, для чего они предназначались? Какой предмет кажется вам «лишним»? Ответ: лишней является металлическая печь- «буржуйка»
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Ответ: Нет, поскольку подсолнечное масло, как и томаты, в начале ХIХ в. было незнакомо крестьянам. В учебниках истории говорится, что «в ХIХ в. можно говорить об увеличении в рационе крестьян картофеля». А могла ли в начале ХIХ века в крестьянской семье прозвучать такая фраза: «Сегодня на ужин у нас была картошка, жареная на подсолнечном масле и салат из помидоров»?
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Покажите, где в избе находился «красный угол»? Почему он так назывался? Чем отличается лавка от скамьи? Ответ: лавка прикреплялась к стене, а скамья нет. Какая мебель в избе использовалась для хранения одежды и заменяла современный шкаф? Ответ: сундук.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Что общего между скалкой, рубелем и утюгом? Какой из этих предметов является по происхождению самым древним? Ответ: все эти инструменты использовались для глажения белья. Самым древним, по-видимому, надо считать скалку, затем рубель. Утюги в крестьянских семьях появляются лишь в ХIХ в.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Для какого ремесла использовались эти орудия труда? Какие вещи создавались с их помощью? Найдите эти вещи среди экспонатов музея. Ответ: Ткацкое. Женщины ткали полотно, из которого впоследствии шили рубахи, рушники. Из шерстяных нитей изготавливали пояса, тёплую одежду.
Задания по теме «АРХИТЕКТУРА» 1. Среди достопримечательностей г.Острова отметьте самое древнее: а) Троицкий собор б) Никольский собор в) Ямская станция г) торговые ряды на центральной площади
Задания по теме «АРХИТЕКТУРА» Какой царь правил на Руси во время строительства Никольского собора, если известно, что храм возведен в1542 г.? Ответ: Иван IV Грозный
Задания по теме «АРХИТЕКТУРА» «В ноябре 1853г. Государь прошёл пешком по только что выстроенному в г.Острове цепному мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю- инженеру путей сообщения Краснопольскому орден Св.Анны. «Очень рад, что моё желание, наконец, исполнено; поздравляю Вас с мостом,- сказал государь..» Назовите имя императора, в царствование которого были построены цепные мосты.
Задания по теме «АРХИТЕКТУРА» Рассмотрите фотографию одной из построек на территории города Острова. Что на ней изображено? Железнодорожный вокзал Вспомните, к какому периоду относится появление железной дороги в Острове? середина 19 века). Какое влияние на экономику нашего города в середине ХIХ в. оказало железнодорожное строительство? Перечислите положительные и отрицательные стороны этого процесса.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея Письма- треугольнички… Символом какого периода истории нашей страны они стали? Почему так назывались? Ответ: В период Великой Отечественной войны письма посылались без конвертов — бумагу особым образом сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. В воспоминаниях ветерана Егорова Руслана Тимофеевича читаем: «Я начал свою боевую службу в 1943г. в дивизионе «Катюш». Кем был лейтенант Егоров на войне? Ответ: «Катюшами» именовали реактивные установки БМ-13.Егоров был артиллеристом, т.к. в то время установки относились к данному роду войск.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. В годы войны бойцы ласково называли этот тип стрелкового оружия «папашей». Найдите его в нашей экспозиции, дайте официальное название. Ответ: ППШ - пистолет-пулемёт Шпагина.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. Этот станковый пулемёт стоял на вооружении нашей армии на протяжении многих лет. Упоминается в литературных произведениях и кинофильмах. Назови имя изобретателя пулемёта. Ответ: Максим Хайрем Стивенс, американский конструктор.
Задачи, составленные по материалам школьного краеведческого музея. В воспоминаниях ветерана труда Трофимовой Евдокии Николаевны читаем: «Перед войной я была комсомолкой, работала в женской бригаде МТС, а родители были колхозниками в соседнем селе». Объясните понятия: МТС Комсомолка Колхоз