Возникновение понятия "тоталитаризм" Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и рспределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".
Основные признаки тоталитаризма З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил в качестве основных признаков тоталитаризма:наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктаторомофициально господствующую в обществе идеологиюмонополию на средства массовой информации, на вооружённые силысистему террористического полицейского контроляцентрализованную систему контроля и упрвления экономикой
Особенности советского тоталитаризма Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная властьиндокринация обществаизначальная аморальность и полное презрение к человекуисключительная ориентация на будущеепатетические аппеляции к массам опора на внешнюю экспансиювеликодержавные амбиции всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером.
О возникновении тоталитаризма Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией". Нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно двадцатого века.
Фашизм и коммунизм как формытоталитаризма Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции. В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами "новой исторической общности" в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов. Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит. Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка.
Возникновение тоталитаризма в России Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.
Лица тоталитаризма Бенито Муссолини Иосиф Сталин Адольф Гитлер
Что же такое тоталитаризм? Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. В экономике он означает экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой. В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов. Культ личности. Как и всякие религии эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем.
Основные черты тоталитарного общества Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия. Разделение населения на "наших" и "ненаших". Тоталитаризм создаёт особый тип человека. Государство вмешивается даже в личную жизнь человека.
Заключение Тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно из политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Завершает разрушение тоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Таким образом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм.
Литература 1. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, 1992, № 2. 2. Демократия и тоталитаризм. Свободная мысль, 1991, № 5. 3. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. Кентавр, 1992, №№ 7-8. 4. Кларк К. Сталинский миф о “великой семье”. Вопросы литературы, 1992, № 1. 5. Оруэлл Дж. “1984” и эссе разных лет. Москва, Прогресс, 1989. 6. Сахаров А.Н. Революционный тоталитаризм в нашей истории. Коммунист, 1991, № 5. 7. Стариков Е. Перед выбором. Знания, 1991, № 5. 8. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в глобальном контексте. Латинская Америка, 1990, №№ 1-3. 9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8.