Традиции
История заселения русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий. Русские появились в крае во второй половине 16 века, вскоре после присоединения основных земель Башкирии к русскому государству. На новой территории в 16-17 веках стали строить города-крепости (Уфа, Мензелинск, Бирск) и оборонительные линии. Под защитой городов и вдоль крепостных линий основывались поселения. Первоначально русское население было малочисленным, оно состояло из служилых людей – стрельцов, казаков, дворян и их крепостных. В первую очередь была заселена центральная часть Башкирии, осваивались земли вокруг Уфы, затем - северо-западные, вдоль Закамской оборонительной линии.
ЖИЛИЩЕ
Потолочная балка (матица) делила помещение на прихожую и основную жилую часть, которая поперечными брусками (грядкой), делилась на избу и кухонную часть (середу, кут). В кухонной части хранилась утварь, выполненная в основном из бересты, дерева и глины и самая малая часть из железа. Все создавалось руками самих крестьян и являлось их ремеслом.В чистой части, по диагонали от печи, находился красный угол, в котором обязательно висела полочка с иконами (божница). Здесь стоял стол со скамьями, покрытый самотканой скатертью. По стенам дома проходили неподвижные широкие лавки, а выше уровня окон прикрепляли полки (полички, полицы).Большое внимание уделялось украшению дома архитектурной, ажурной резьбой.
СЕМЬЯ И ОБРЯДЫ Среди русского населения обычным явлением были большие семьи, 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные и др. работы.В семейные дела вовлекались и дети. Старшая дочь становилась нянькой (пестуньей), для младших сестренок и братишек. Имущество семьи считалось общей собственностьюСнохи могли рассчитывать только на свое приданое, и на вещи сделанные своими руками. В обеспеченных хозяйствах каждая сноха имела свою клеть, где хранила имущество своей малой семейной ячейки. Большие семьи имели высокую обеспеченность.
Свадьбы и рождение детей Трудовой распорядок жизни семьи нарушался важными событиями: рождением ребенка, женитьбой или замужеством одного из членов семьи.Свадьбы праздновали осенью или зимой после Крещенья.
РЕМЕСЛА Развитие всевозможных ремесел позволяло вырабатывать на месте все необходимые вещи, в том числе хозяйственную утварь, посуду, орудия труда, средства передвижения др. Русские крестьянки изо льна и конопли ткали холсты, из шерстяной пряжи – сукна, шили одежду, вязали и занимались рукоделием. В каждой деревне были свои портные и сапожники, мастера по выделке овчин. Развивалась мелкая кустарная промышленность, которая зависела от природных ресурсов и традиций. Развит был гончарный промысел, где вырабатывалась черная посуда без глазури.Существовало несколько центров, где изготавливали железную кухонную посуду, а так же процветали токарно–посудный и бондарный промысел. Занимались кузнечным и плотницким делом, выполняли тонкие отделочные работы, украшая постройки деревянным “кружевом”, изготовляли модную “гнутую” мебель, которую плели из черемухи.
КОЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождества, Новый год и Крещение. Не менее любимыми праздниками были: Масленица, Пасха, Семик и Троица. На протяжении всех святок готовили праздничные блюда, но особенно обильный стол старались сделать под новый год, чтобы “всегда жилось сытно”. Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать.
Любимым праздником была масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. С четверга масленой недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощали блинами, оладьями, пирогами, была и выпечка.
ОДЕЖДА
История возникновения одежды уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а их развитие – с состоянием производительных сил и средств производства. Главная движущая сила развития общества – труд. Сначала, по-видимому, человек рефлекторно закрепил на своем теле прототип одежды (шкуры животных, кору деревьев, листья и волокна растений) с тем, чтобы освободить свои руки для труда. Дальнейшее развитие одежды также связано с развитием материально – практической деятельности людей. Изобретение ткацкого станка и развитие текстильных ремесел привело к появлению сначала драпированной , а потом и шитой одежды из ткани.
Ткатский станок
МУЖСКОЙ КОСТЮМ Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине . Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис.3б), зимой – овчинные нагольные шубы.Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же отличием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном – поневы.Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия.Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц Костюм крестьянки Тверской губернии : сарафан «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.Костюм крестьянки Орловской губернии :домотканая холщевая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами, богато украшенный передник- занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор «сорока» с платком сверху.Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцыЖенской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборками.
ФОЛКЛОР Фольклор русских Южного Урала – богатейшая область духовной культуры. Частушка “звучала всюду, где была молодежь, она раздавалась и в поле и в садах и на скотном дворе. Вечерами и теплыми ночами, она звенела на деревенской улице. Кроме этого хорошо знали старинные – лирические песни, свадебные, хороводные, календарно – обрядовые, плясовые. Процветал сказочный жанр, рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Сочинялись легенды и придания, так называемая балладная песня.
Национальные блюда Евгений Онегин: Проснулся, наконец, мой гений:На всё минувшее взглянул, И песни полны вдохновенийОн про пельмени затянул…Ни к деньгам ни к чинамНет у меня стремлений:Хочу чтоб чаще намГотовили пельмени…
А вот что говорит Людмила Черномору на его обольщения: Не нужно мне шатров твоих, Ни скучных песен, ни пиров;Не буду, есть, ни слушать пений – Пока не дашь ты мне пельменей…
Пельмени – блюдо исконно уральское. Его изобретатели древние кулинары коми-пермяцких племён. Названо это столь популярное кушанье по форме изделия, а произношения несколько переиначено на русском языке. На коми-пермяцком блюдо именуется пиль-нянь. Пель – ухо, нянь – хлеб, так что пельмени – это «хлебные уши».
Блюда уральской кухни Щи с квашенной капустойМясные блюдаКаша Рыбный суп (уха)Овощные блюдаВыпечка (пироги ,курники ,караваи)Окрошка Картофель(XVIII век)
На зиму старались заготовить впрок лесные продукты-грибы-ягоды
Напитки Квас Пиво Мёд Кисель