Домашнее задание§34 читать, ответить на вопросы;изучить материал презентации;найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.
«Священство» и «царство»
План урока1. Патриарх Филарет;2. Церковная реформа;3. Никон и Аввакум;4. Падение Никона. Преследования раскольников;5. Соловецкое восстание.
1. Патриарх ФиларетРусская церковь играла немалую роль в жизни страны Церковные иерархи скопили в течение столетий немалыебогатства - земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу идуховный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела Со времени принятия христианства на Руси сноваи снова всплывал вопрос: что выше — «священство» или «царство»,т. е. духовная или светская власть?
1. Патриарх ФиларетПатриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) - (ок. 1554 - 1 октября 1633) - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянникцарицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считалсявозможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 году был сослан, пострижен в монахи под именем Филарет, что должно былолишить его прав на престол.
1. Патриарх ФиларетОсвобождённый как «родственник» из монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль«нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участиев свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником «семибоярщины» Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III подСмоленском и отказавшись подписатьподготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611 г.)
1. Патриарх ФиларетБудучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» исовершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»
2. Церковная реформаК середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви Другие считали, что в самихстаринных русских рукописяхмного описок и ошибок, посему образцами могут служить толькогреческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней Руси, делались русские переводы В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий Они засели за благое дело - исправление книг, смущающихлюдей православных, вводящих их в искушение и грех
2. Церковная реформаТогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностейкниг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев - духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского соборав Кремле. В кружок входили Никон - архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского, Фёдор Ртищев, настоятель Казанского собора Иван Неронов и др.При изучении русских рукописных книг выяснилось, чтов них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам
3. Никон и АввакумВсю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника,впадавшего в состояние экстаза, вдохновения,к тому же - чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только вцерковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстроевозвышение – через 6 лет, после смерти Иосифа, он стал Патриархом Московским и всея Руси
3. Никон и АввакумАлексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая,как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву 1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся вредактировании текстов Священного Писания и богослужебных книгпо греческим образцам (Iисус вместо Iсус)2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов 3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) 4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая) 5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах (5 вместо7)
3. Никон и АввакумПроведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим Но он столкнулся с противником, равнымсебе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,- человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый «Ревнители» пишут царю, возражая против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие»” они не прекращают Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников
3. Никон и АввакумСвоих оппонентов - Аввакума, Неронова, Федора и прочих - он отправил в ссылку или отдал “под начал” в монастыри. Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им мерыВ 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви Споры «ревнителей древлего благочестия» и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия Сторону «ревнителей» принимали многиезнатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом
4. Падение НиконаЧерез некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовнымивельможами, которыми он помыкал, но и с царем Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго «великого государя», к тому же претендовавшего на политическое первенство Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец Обидчивый и гневливый Никон не выдержал - на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенныхим монастырей - Воскресенский Новоиерусалимский к западуот Москвы
4. Падение НиконаВ 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали вФерапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г. Суд над патриархомНиконом(С. Д. Милорадович, 1885 год)
4. Падение НиконаВ этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем. Сожжение протопопа АввакумаПётр Евгеньевич Мясоедов, 1897 год
5. Соловецкое восстаниеРадикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказалисьпринять новонапечатанные «никонианские» книги В 1668-1676 гг. –продолжалась осада Соловецкого монастыря После подавления Соловецкого восстания усилились гонения нараскольников
5. Соловецкое восстаниеНаряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мираи жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения (гари) «Гари» следовали одна за другой:с 1675 по 1695 г. их было около сорока, в огне погибло до 20 тысяч старообрядцев Гонения на старообрядцев продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г. Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение вРФ и за ее границами - Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан