Светская этика Альберт Швейцер: Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.
Общечеловеческие ценности… Истина, Добро, Красота Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики. (Альберт Швейцер)
Важное педагогическое условие Воспитание ценностей у ребенка возможно при обращении к его внутреннему миру, тогда личность обучающего становится целостной, интегрированной. У ребенка формируется активная жизненная позиция, и происходит самовыражение..Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. (К.Д. Ушинский)
Важный педагогический принцип Этическое воспитание осуществляется через процесс размышления, чувствования, обращения к личностному опыту ребенка. Это основное условие педагогической эффективности уроков этики.
Отличительный аспект содержания курса светской этики Главная ценность светской этики – человек и его жизнь. В отличие от религиозной этики, где высшей ценностью является бог. Педагог обращается к тем ценностям нравственной жизни, которые были выработаны человеческим опытом на протяжении веков и не были даны «свыше» пророками, как ценности религиозные.
О методике курса светской этики В этических уроках важно обращаться к субъектности ребенка… К его личностным смыслам. Тогда обучающийся вместе с педагогом погружается в процесс размышления и чувствования относительно нравственных вопросов и поиска ответов на них. Урок светской этики предполагает самовыражение личности обучающегося благодаря которому учитель подводит ребенка к нравственному выбору.
О методике курса светской этики(продолжение) Уроки светской этики направлены на формирование таких нравственных качеств личности школьника, как:Гуманность.2. Чувство собственного достоинства.3. Ответственность.4. Совестливость.Эти качества образуют нравственную основу подрастающего человека и позволяют ему действовать в этическом направлении, оказываясь в разнообразных ситуациях жизненного опыта. При этом педагогического внимания заслуживают возрастные особенности обучающихся. Обращение к внутреннему миру личности ребенка осуществляется с учетом их специфики.
О методике курса светской этики(продолжение) Партнерская позиция педагога. Через этот педагогический принцип взрослым и ребенком осуществляется совместный поиск нравственного выбора. Учитель выступает в роли значимого взрослого, формируя доверие к себе и осмысленность общечеловеческих ценностей.
В чём же воспитательный потенциал уроков светской этики? - В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу. - В раскрытии резервов индивиду-альности и особенности личности в мышлении и мироосознании. - В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности. - В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей. - В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.
Ожидаемые результаты: 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.
ПРАКТИКА Формирование нравственной культурыИнтеграция этики с дополнительным образованиемВнеклассные мероприятия нравственной направленностиФормирование нравственной культурыПедсоветы по реализации этического воспитанияПланирование, анализ, контроль проделанной работыЕженедельныеуроки в каждом классе
А также Основными принципами этического обогащения учебных программ по светской этике являются: Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Принцип межпредметных связей с уроками этики Принцип выдвижения проблемных вопросов этической направленности. Принцип опоры на жизненный опыт учащихся и учителей. Принцип включения художественно-этических идей.
Предполагаемые принципы дальнейшей реализации эксперимента Ориентация на ценностные смыслы нравственно-этического воспитания современных школьников. Партнерская позиция учителя как основополагающий метод нравственно-этического воспитания детей. Нравственный выбор как метод познания и практического освоения моральными нормами жизнедеятельности человека. Обучение и воспитание как единый процесс нравственного формирования личности школьника.