Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости. Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.
Подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной деятельности. Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания. МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным. В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое. Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания. МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Если подросток сумеет совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным. В трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.
Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Юношеский максимализм связан со становлением мировоззрения. Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Юношеский максимализм связан со становлением мировоззрения.
в) формирование мировоззрения (системы ясных, устойчивых убеждений) как основа стабилизации личности, т.е. кризис юности, состоит в выработке собственных убеждений. Типичные вопросы, относящиеся к кризису юности: «Что я значу в этом мире?», «Какой я?». Ответы молодой человек ищет четкие и определенные, поэтому часто категоричен в оценках, негибок – в этом проявляется максимализм (крайность в каких либо требованиях, взглядах). г) изменение учебной мотивации: ведущая деятельность – учебно-профессиональная – становится необходимой базой, предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению. в) формирование мировоззрения (системы ясных, устойчивых убеждений) как основа стабилизации личности, т.е. кризис юности, состоит в выработке собственных убеждений. Типичные вопросы, относящиеся к кризису юности: «Что я значу в этом мире?», «Какой я?». Ответы молодой человек ищет четкие и определенные, поэтому часто категоричен в оценках, негибок – в этом проявляется максимализм (крайность в каких либо требованиях, взглядах). г) изменение учебной мотивации: ведущая деятельность – учебно-профессиональная – становится необходимой базой, предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению.
В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентирован­ными мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознавае­мый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение буду­щей социально-профессиональной роли способствует конструированию себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.
Социальное положение семьи Социальное положение семьи Материальное благополучие семьи Уровень образования родителей Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
с неблагополучными семейными условиями; с неблагополучными семейными условиями; с низкой успеваемостью в школе; с недостаточно осознанным выбором специальности
Профессиональное самоопределение: Профессиональное самоопределение: это взросление; это устойчивый образ «Я»; это самовыражение и т. д.
Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей: Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей: домашние разговоры о проблемах на работе; посещение рабочего места родителей; внешние атрибуты профессий, инструмент; сама окружающая атмосфера.
Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. А.П. Чернявская выделяет пять параметров: 1.Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии: своих целей, инициативы и активности; знаний и навыков в области профессий; ориентации на успех; опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.); умения прогнозировать профессиональный рост; умения принимать компромиссные решения меж­ду своими желаниями и возможностями. 2.Информированность о мире профессий (в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями. 3.Умение принимать решения. 4.Умение планировать свою профессиональную жизнь. 5.Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
Выбор профессии - важное и ответственное дело. Прежде чем Вы сделаете окончательный выбор профессионального будущего, прислушайтесь к этим простым рекомендациям: Выбор профессии - важное и ответственное дело. Прежде чем Вы сделаете окончательный выбор профессионального будущего, прислушайтесь к этим простым рекомендациям: 1)выбирайте профессию сознательно, обязательно учитывая свои индивидуально-психологические возможности (склонности, способности, интересы); 2)составьте список подходящих профессий и основные требования к ним; 3)уясните конъюнктуру рынка труда, то есть насколько и где востребованы данные профессии; 4)ни в коем случае не следует выбирать профессию или учебное заведение „за компанию; 5)сделайте осознанный выбор и обсудите его дома, в классе, с врачом, представителями данной профессии; 6)не следует делить профессии на "легкие" и "сложные", "хорошие" и "плохие". Все эти понятия субъективны: кому-то не тяжело отремонтировать автомобиль, в то время для другого эта задача не выполнима; 7)рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;