Тема «Понятие одиалоге» Автор: Шевцова Е. П.
ЦЕЛЬ: формирование представления о диалоге, умений определять границы реплик в диалогеЗАДАЧИ: обучающая – сформировать общее понятие о диалоге, учить расставлять знаки препинания при диалоге, составлять и вести диалог; интонационно правильно читать диалог, прислушиваться к мнению товарищей; развивающая – развивать умение формулировать мысль, выбирать главное; воспитывающая –воспитывать культуру общения.
Повторение пройденного материала. Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь. Но отв..тило корытоНа Федору я с..рдито!И ск..зала кочергаЯ Федоре не слуга!А фарфоровые блюдцаНад Федорою см..ютсяНикогда мы, никогда(Не) воротимся сюда!
Проверка:Но ответило корыто:«На Федору я сердито!»И сказала кочерга:«Я Федоре не слуга!»А фарфоровые блюдцаНад Федорою смеются:«Никогда мы, никогдаНе воротимся сюда!»
Самостоятельное изучение темы1. Работа в парах. Попробуйте ответить на вопросы:- Что означает слово диалог в переводе на русский?- Сколько лиц может участвовать в диалоге?- Как записываются слова каждого лица в диалоге?- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?2. Расставь нужные знаки препинания.Села пчёлка на цветок, опустила хоботок. Подлетает к ней комар: Что ты ищешь там Нектар А тебе не надоело, не наскучило искать Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать
Работа с терминами.Диалог – «диа» - два, логос – «говорить» (греческий)(разговор двух или более лиц).Моно – «один» ( речь одного человека).Реплика.
Закрепление. Упр. 742. Запиши текст как диалог ПРОВЕРЬ: - Солнце, солнце, ты откуда? Я из зорьки золотой. Дождик, дождик, ты откуда? Я из тучки грозовой. Ветер, ветер, ты откуда? Я из дальней стороны. Мы три брата, и повсюду добрым людям мы нужны.
Разноуровневая работа.1 уровень.Упр. 745. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни слово, которое употребляется только в разговорной речи
2 уровень. Упр. 747. Прочитай предложения. Можно ли их оставить в таком порядке? Исправь и запиши. И сказал он Марье Моревне: – Родом я из царской семьи, а имя у меня простое и лёгкое: Иван-царевич.И сказала Баба – Яга: - Давно я русского духа не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл.
3 уровень.Упр. 746. Составь диалог на тему: «Алло, вы ошиблись номером». Запиши его.
Итог урока: в чем сходство и различие диалога и прямой речи? диалог - это прямая речь без слов автора (без кавычек)
Домашняя работа: правило 215 - 216, дописать 2 или 3 уровень Молодцы!