Лекторий «Поговорим о вежливости» Музей «Истории развития культуры Москвы» ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1371 ЗАО г. Москвы Руководитель: Кузякова Г.В.
Тематика занятий: «Кто придумал этикет» «Умеем ли мы здороваться?» «Как дарить и принимать подарки» «И, взвившись, занавес шумит» «Телефонный этикет» «Мы идем в гости» «Надо ли человеку быть красивым?» «По одежде встречают…» «Да, имя и фамилия – не пара пустяков.»
«УМЕЕМ ЛИ МЫ ЗДОРОВАТЬСЯ?» «Здравствуйте!»- как легко и привычно произносим мы эту фразу, и также легко на неё отвечаем. Но каково бы было наше удивление, если бы нас приветствовали словами: «Ели ли Вы сегодня?» или таким «Здоров ли Ваш скот?» А ведь именно такими фразами обменивались встречавшиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. . . Какими только приветствиями не пользуются люди! Салют! Чао! Салам Алейкум! Хау дую ду!..» Так начинает свое занятие с второклассниками лектор школьного музея «Истории развития культуры Москвы», член Совета музея ученица 8-а класса Филимоненко Анна. Для занятий приготовлены специальные карточки, иллюстрирующие рассказ и делающие его интереснее и красочнее.
Словами «Я Вас вижу!» обменивались при встрече зулусы. А племя других жителей Африки изобрело приветствия на все случаи жизни:
Есть приветствия для сидящего, стоящего, лежащего, счастливого и несчастного и т.д. Представляете, каково приходилось маленьким африканцам, пока они все это выучат. И ведь нельзя перепутать. Это издавна считается невоспитанностью
Приветствие деловых людей Так мужчина приветствует даму Так приветствуют друг друга приятели Так здороваются с родственниками
КАК ЗДОРОВАЮТСЯ В ТАИЛАНДЕ Приветствие японцев Приветствие друзей
Сонотрийцы и экимосы здороваются носами КАК ЗДОРОВАЮТСЯ АНГЛИЧАНЕ Знакомство с разными приветствиями вызывает у ребят живой интерес. Затем лектор предлагает ученикам разбиться на пары и придумать свое приветствие друг другу. Фантазия ребят не знает границ
Ситуативное задание 1 Один мальчик жаловался, что с «этими здоровканиями» - одни неприятности. «Я,- говорит,- уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасти!»- кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный- просто ужас!» А знаете, как он здоровался?...Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу идёт школьная медсестра. Он на ходу бодро прокричал не то «дасть», не то «брысь» и помчался дальше. А она только руками развела и тяжело вздохнула : «Учат их, учат, а толку мало». Вопрос: Что Кеша сделал неправильно? Вопрос: Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик и девочка? Кто подает первым руку?
Ситуативное задание 2 Ты идешь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? Ответ: Да. А также приветствовать людей, с которыми часто встречаешься ( продавца в булочной, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах), даже если ты с ними незнаком, обязательно. Ситуативное задание 3 Вы вошли в автобус и увидели, что в конце автобуса стоят Ваши друзья. Надо ли с ними поздороваться? Если надо, то как? Ответ: Если ты увидел друзей в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать, при условии, что они тебя заметили. Кричать, конечно, не стоит. Слова заменяют жестами, улыбкой, поклоном.
Во время занятия ребята получают задания на карточках, где необходимо вставить недостающие слова приветствия
Второклассники очень серьезно подходят к заданиям. Каждый хочет оказаться лучшим, тем более, что успешно справившихся с заданием, ждут приготовленные лектором- Аней Филимоненко- призы
Классные руководители в книге отзывов отмечают, что занятия очень важны и приносят заметный результат. Это отмечают и ученики и учителя средней и старшей школы: входя утром в школу малыши после занятий всегда говорят: «Здравствуйте!» После занятий ребята готовят в подарок музею свои рисунки по пройденной теме.