Основы слухоречевой реабилитации Что необходимо, чтобы человек слышал, понимал речь и использовал её для общения
Мы слышим и понимаем речь, а также говорим мозгом Слуховые центры мозга должны уметь анализировать речь как звуковые сигналы;Человек должен владеть системой родного языка;
У человека должны быть сформированы процессы порождения и образования устной речи;Человек должен владеть правилами использования речи для общения.
Чему надо учить Нужно учить слышать речь с кохлеарным имплантом, потому что имплантированные слышат звуки и речь по-другомуХотя речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, в них содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи
Цель кохлеарной имплантации: с помощью кохлеарного импланта ребёнок должен научиться слышать, понимать речь окружающих, говорить, использовать речь для общения и познания окружающего мира.
Развитие речи детей с нормальным слухом До 1,5 лет:Интенсивное созревание слуховых центров мозга;Развитие предречевых средств общения;Формирование фонематической системы родного языка;Развитие двигательных центров мозга;
Развиваются связи между слуховыми и речедвигательными центрами мозга;Развиваются связи между слуховыми, зрительными, двигательными, ассоциативными зонами мозга;Формируются представление о слове как о сигнале, обозначающем разные предметы, их свойства, действия и понятияНачинают формироваться речевые средства общения
После подключения и настройки процессора КИ имеется потенциальная возможность слышать самые тихие звуки, различать все звуки речи
1 этап реабилитации Развить восприятие и различение неречевых и речевых звуков, включая фонемы родного языка;Учить понимать речь на слух и накапливать «слуховой» словарь;На основе слуха должно происходить развитие понимания речи и развитие собственной речи.
Цель: Достигнуты параметры настройки процессора КИ, позволяющие ребёнку воспринимать все звуки речи;Развитие у ребёнка активного интереса к окружающим звукам и речи, желания узнавать их.
2 этап реабилитации Цель:Достигнуты оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ;У ребёнка должны быть сформированы процессы анализа звуковых сигналов.
Ребёнок научается: Обнаруживать разные звуки в разных ситуациях;Слышать различия между разными звуками;Различать признаки звуков;Узнавать голоса знакомых людей и интонацию;Связывать звуки с определёнными предметами и действиями;Связывать слова с предметами/их свойствами/понятиями/действиями, которые они обозначают.
У ребёнка Постепенно формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание;Развивается слуховая и слухоречевая память;Формируется способность запоминать разные окружающие звуки, часто слышимые слова и фразы;Формируются слухозрительные координации, необходимые для контроля своей речи.