Основы логопедии консультация для воспитателей детского сада компенсирующего вида
Логопедия как наука Логопедия- это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений ( недостатков, дефектов, расстройств ) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих при помощи специалистов. «логос»- слово «пайдео» -воспитываю
Логопедия изучает: Нарушение звукопроизношения ( дислалия, дизартрия) Полное отсутствие речи у детей с последующим её аномальным развитием ( алалия) Утрата уже имевшейся речи ( афазия) Расстройство голоса Расстройство темпа и ритма речи ( заикание, ускоренная или замедленная речь) Нарушение письма ( дисграфия) Нарушение чтения ( дислексия) Нарушение счёта ( дискалькулия)
Причины нарушений речи: ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ : -наследственность ; -вредные профессиональные условия матери; -наркомания, алкоголизм, курение -искусственное прерывание предыдущих беременностей и т.д. ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАННЕГО ПЕРОИДА РАЗВИТИЯ: Пренатальный пеиод: Токсикозы в период беременности; -острые и хронические заболевания матери; -резус-конфликт; -вредные профессиональные условия; наркомания, алкоголизм, курение ; -ушибы и падения,стрессовые ситуации и т.д Натальный период: -неблагополучные роды; -применение средств родовспоможения Постнатальный период: -травмы головы; -воспалительные заболевания головного мозга; -применение некоторых лекарственных средств; -дефекты речи окружающих; -педагогическая запущенность.
Нарушение речи: Психолого-педагогическая классификация: Общее недоразвитие речи ( ОНР) Р.Е. Левина в 1968 году выделяет 3 уровня: I уровень: полное или почти полное отсутствие словесно-фонематического общения в возрасте 5-6 лет; II уровень: использование простых нераспространённых предложений, некоторое улучшение понимания речи; тотальное нарушение звукопроизношения ( 16-20 звуков) III уровень: развита обиходная речь, ошибки в лексико- грамматическом строе речи, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР) Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем . Нарушение произношения отдельных звуков ( НПОЗ) Задержка речевого развития ( ЗРР)
КЛИНИКО-педагогическая классификация: ДИЗАРТРИЯ –это такое расстройство звукопроизношения, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанное с этим нарушение иннервации речевых мышц и сопутствует этому нарушение голоса, темпа и ритма речи, интонационной выразительности речи, дыхания. ДИСЛАЛИЯ - это такое расстройство звукопроизношения, которое не связано с органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора . Д И С Л А Л ИЯ Механическая( отклонение в строении речевого Функциональная ( нет органического Аппарата-аномалии в строении зубов, языка, губ, поражения в центральном отделе Тв. и мягкого нёба,челюсти) головного мозга, имеются нейроди- намические сдвиги,т.е.нет правильно- го торможения и возбуждения. Алалия-это полное отсутствие или глубокое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до формирования речи. АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) СЕНСОРНАЯ (ИМПРЕССИВНАЯ) СЕНСОМОТОРНАЯ ЗАИКАНИЕ -это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. НЕВРОТИЧЕСКОЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: Логопедическое воздействие - это педагогический процесс , в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. Особенности логопедического воздействия: -дифференцированный характер на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; учитываются уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорики и моторики; -в процессе логопедического воздействия большое место занимает коррекция личности в целом, учитываются особенности формирования личности детей с различными формами речевых расстройств; -воздействие на ребёнка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов ; -для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя и семьи. -
Совместные формы работы логопеда и воспитателя Успех коррекционно-логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя и родителей. Система работы направлена на коррекцию дефектов речи во всех видах деятельности. Коррекционная работа воспитателя включает в себя: -проведение артикуляционной гимнастики; -развитие мелкой и общей моторики; -развитие грамматического строя речи; -развитие импрессивного и экспрессивного словаря; -развитие связной речи; -развитие фонематического слуха навыков простого и сложного фонематического анализа; -автоматизация звукопроизношения; -формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи.
Артикуляционная гимнастика Это специальные артикуляционные упражнения, направленные на укрепление ( или расслабление) мышц языка, щёк, губ, мягкого нёба. Проводится перед зеркалом, под счёт. Удержание позы- в зависимости от возраста( 5-7). Развитие моторики Исследователями доказана взаимосвязь между развитием моторики и уровнем развития речи. Формирование моторики происходит во всех видах деятельности детей и во время специальных упражнений: обводка, штриховка, работа с клеткой, ножницами, рисование, лепка, конструирование, подвижные игры, речь с движением и по заданию логопеда. Развитие грамматического строя речи происходит в ходе коррекционной работы : формируются функции словоизменения и словообразования . Формирование экспрессивного и имперссивного словаря, развитие связной речи проводится во время режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.
Развитие фонематического слуха и фонематических процессов необходимо для формирования предпосылок к обучению грамоте, автоматизации звукопроизношения и коррекции звукослоговой структуры речи. Автоматизация звукопроизношения проводится по заданию логопеда, а на этапе автоматизации в предложении и связной речи- во течение дня, во всех видах деятельности. Формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи необходимы для коррекции нарушений дыхания и голоса ; развития слухомоторных дифференцировок.
Мозговая организация речи Основные речевые центры расположены в левом полушарии. Однако правое тоже вовлекается в речевую функцию. При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.
Речь, согласно современным представлениям, — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Мозговая организация — системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности. ЦЕНТР ВЕРНИКЕ - ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ЦЕНТР ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ- ЦЕНТР БРОКА Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена. ЛОБНЫЕ ОТДЕЛЫ- с ними связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями. Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды является частью лобных долей мозга. При поражении этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь. Вторичные отделы слуховой коры левого полушария воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.