О чём знал Штирлиц Выполнили ученицы 10 «а» класса Агарёва Динара и Аксёнова АнастасияНаучный руководитель: учитель биологии Михайлова Елена Владимировна
выяснить, от чего зависит память и как можно её улучшитьвыяснить, от чего зависит память и как можно её улучшить
Различают нескольких уровней памяти: Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 сек. Второй уровень – кратковременная память. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться ещё около 20 сек. Третий уровень – долговременная память.
Кратковременная память – это хранение информации в течение короткого промежутка времени.Оперативная память – это память, действующая в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней, необходимых для решения поставленной задачи.
Модель перехода информации из кратковременной памяти в долговременную можно изобразить в виде схемы:
В результате анализа гипотезы были сформулированы следующие вопросы: каков объем кратковременной памяти?зависит ли объем запоминаемой информации от времени экспонирования (времени её предъявления испытуемому)?происходит ли, в силу конечности объема кратковременной памяти, обязательное «вытеснение» из нее прежней информации при запоминании новой?
В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас разговорной речи. Однако в возрасте 13-14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Мы решили проверить это утверждение.
Определение объёма кратковременной памяти. 1. Испытуемому последовательно предъявляются случайные ряды цифр с возрастающим количеством цифр в ряду. Задача испытуемого – воспроизвести предъявленный ему ряд после того, как цифры убраны. Экспериментатор должен зафиксировать, каково максимальное количество цифр в ряду, когда испытуемый еще воспроизводит ряд.
Результаты:
2. Испытуемому в течение 30 секунд показывают ряд символов, которые он безошибочно должен воспроизвести за 1 минуту.
Результаты:
Результаты:
Исследования показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых.Максимум относится к началу половой зрелостиПамять с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40- 45 лет, после чего постепенно угасает.
Определение продолжительности кратковременной памяти. Испытуемому в течение 30 секунд показывают геометрические фигуры, которые за 1 минуту он должен воспроизвести. Через 10 минут без повторения и предупреждения попросили воспроизвести их же
Результаты:
Эксперимент № 3: Определение зависимости объема запоминаемой информации от времени экспонирования (времени ее предъявления испытуемому).Цифровой ряд предъявляется испытуемым в течение фиксированного времени: например, в первой серии предъявлений время экспонирования каждого ряда - 5 секунд, во второй - 10 секунд, в третьей - 20 секунд. По результатам этого опыта строится график: максимальная длина цифрового ряда, воспроизводимого без ошибок, в зависимости от времени экспонирования.
Максимальная длина запоминаемого ряда зависит от времени экспонирования, чем больше время экспонирования, тем длиннее цифровой ряд.
Проверка гипотезы «вытеснения»: происходит ли, в силу конечности объема кратковременной памяти, обязательное «вытеснение» из нее прежней информации при запоминании новой? Забывает ли испытуемый предыдущий цифровой ряд, если ему предъявляют для запоминания новый? Результаты: да, наблюдается эффект «вытеснения».
Объём кратковременной памяти человека ограничен и обычно обеспечивает одновременную фиксацию 7+2 элементов Способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает.Объем запоминаемой информации зависит от времени экспонирования.В силу конечности объема кратковременной памяти происходит обязательное «вытеснение» из нее прежней информации при запоминании новой.Лучше всего запоминается начало и конец информации.Кратковременную память разрушают любые внешние помехи.
Некоторые приёмы запоминания: Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное;составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заучиваемое;пересказать текст своими словами. Смысловое запоминание значительно раздвигаетграницы памяти. Таким способом можно запомнить вомного раз больше, чем при механическом повторении.
Стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, но помнить, что сильные эмоции препятствуют запоминанию. Одно из условий – интерес к информации.Память, подобно другим задаткам, развивается путём упражнений. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее запоминается материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти. Для этого существуют специальные упражнения.Одно из основных правил – повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Для лучшего запоминания использовать такой приём, как установление ассоциаций. Причём, чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запоминается.
Хорошей памяти нет у лентяев и людей, равнодушных к жизни, потому что она не подарок природы своим избранникам, а награда за ежедневный, настойчивый труд. Поэтому не правы те, кто, жалуясь на слабость памяти, стремятся не очень-то её обременять. Таким людям следует помнить, кто воздерживается открывать рот, никогда не станет оратором.
Наша команда Аксёнова Агарёва Настя Динара
www.Referat.ruwww.5ballov.ru«Прощицкая Е. Н. «Выбирайте профессию». - М. «Просвещение», 1991.Энциклопедический словарь юного биолога / сост. М.Е. Аспиз. – М. Педагогика, 1986. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. – М. «Просвещение», 1995.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.Аткинсон. «Человеческая память и процесс обучения». М. 1980.Николов Н., Нешев Г. «Загадка тысячелетия. Что мы знаем о памяти». М. 1988.Зинц Р. «Обучение и память». Минск 1984 .Лезер Ф. «Тренировка памяти». М. 1979 .Детская энциклопедия. Т. 7. – М. «Просвещение