Наполнить жизньдо краёв красотой
Рушева Надя (Надежда Николаевна) родилась 31 января 1952 г. в Улан-Баторе, умерла 6 марта 1969 г. в Ленинграде.Российская художница, прожившая всего 17 лет и оставившая заметный след в истории изобразительного искусства России – более десяти тысяч рисунков, в основном иллюстраций к художественным произведениям.
Мама Нади, Наталья Дайдаловна Ажикмаа, была одной из первых балерин Тувы,
Отец, Николай Константинович Рушев, - театральным художником.
Родители сумели создать в семье творческую атмосферу, способствующую раннему развитию девочки.Рисовать Надя начала рано, причем, как и все дети, карандашами. Но вскоре Надя сменила карандаш на авторучку: техника необычна для ребёнка, требует точности и глазомера, исправлений делать нельзя.
В 5 лет у Нади появляется первый рисунок: бегущие на коньках фигурки. У неё вырабатывается свой оригинальный стиль: слушая сказки и мифы Древней Греции, которые читает ей отец, девочка делает наброски. Появляются серии рисунков «Подвиги Геракла», «Одиссея», «Илиада», «Русские народные сказки».
С 10 лет Надя консультируется у опытных педагогов детской изостудии, но посещать уроки ей не рекомендуют: слишком оригинально она рисует. Девочка творит по воображению – не то, что видится реально, а то, что возникает в мыслях, появляется на листе бумаги. Признанные мастера поражаются таланту юной художницы.
12 лет – начало известности, персональные выставки, первые статьи и очерки. Но ничего не меняется ни в жизни, ни в характере, и с той же высочайшей требовательностью к себе Надя продолжает творить «для себя».Многообразие интересов художницы поражает. Вот далеко не полный перечень циклов художественного творчества Рушевой: «Эллада», «Тува и Монголия», «Мир животных», «Русские сказки», «Современность», «Балет», «Западная классика», «Война и мир», «Маленький принц», «Автопортреты», «Пушкиниана», «Мастер и Маргарита».
Автопортреты
Надя искала в жизни красоту, впитывала все, что пленяло ее в книгах, стихах, музыке, балете, произведениях великих мастеров.В искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных, жизнерадостность. Созданные Надей полные обаяния образы – шекспировская Джульетта, пушкинская Татьяна, лермонтовская Бэла, толстовская Наташа Ростова, булгаковская Маргарита и многие другие – самораскрытие ее юной души и лучших собственных черт характера.
Уравновешенная, пытливая, трудолюбивая художница успешно оправдывает надежды наставников своим умением идти вперед непротоптанным путем: она наблюдает, осмысливает, изображает труднейшее в искусстве – человека, его индивидуальность, внутренний мир, его взаимоотношения, сосуществование с природой.
В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», - признавалась Надя. Она много читала и все ее впечатления от прочитанного выплескивались на бумагу. Наташа грустит
В июне 1968 г. ленинградский музей А. С. Пушкина организовал выставку Надиной «Пушкинианы» и одновременно московский музей Л. Н. Толстого – ее серии «Война и мир». Академик В. А. Ватагин писал: «Надя Рушева показала 75 рисунков своего юного прочтения романа. И если она рисует любимого Пьера, то как он спасает чужого ребенка при пожаре Москвы, или безоружный бросается защищать женщину от пьяного французского мародера, или как при расстреле поджигателей чуть не погиб вслед за юным мастеровым…Наташа и Пьер
… А как удалось передать Наде множество милых радостей и заблуждений Наташи Ростовой! Прекрасна Наташа, когда, уговорив родителей, вместе с Петей и няней освобождает графские подводы для израненных героев Бородина…Наташа и Петя помогают раненым
Князь Андрей и Наташа перед разлукойНаташа с куклой
… Волнует Надю окрыленный Петя Ростов, когда в тылу врага он отдает свой ужин французскому мальчишке–барабанщику и когда сам гибнет в первом бою. Завершила выставку большая и мудрая композиция «Наташа – счастливая мать». Три дочки играют в куклы у ее ног, а она торжественно держит на руках 4-го ребенка – сына».
" Пушкиниана"Наде повезло со знакомством с художниками-графиками А. М. Лаптевым и Н. Н. Жуковым. Жуков познакомил Надю со старейшим писателем-пушкинистом А. И. Гессеном, который в документальном фильме «Надя Рушева» так рассказывает о ней: «На 95-м году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой «Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал. «Надя! Восполните этот невольный пробел?» И я дал ей почитать в рукописи две своих первых главы – «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: «Попытаюсь». Через месяц мы снова встретились. В ее папке лежало более 70 рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый с детства пушкинский мир.
Вот они, застывшие мгновения этого дорогого для нас мира: годовалый Саша вскинут вверх руками счастливой матери Надежды Осиповны Пушкиной, встреча Саши и няни Арины Родионовны с императором Павлом у Летнего сада, Саша с сестрой Оленькой в 4, 6 и 9 лет, Саша в гостях у дядюшки – известного поэта Василия Львовича Пушкина, который отвез племянника в Лицей. В рисунках Нади мы впервые видим поэта, танцующего со своими избранницами, и как в кругу семьи он кормит с ложечки своего ребенка, как благославляет перед кончиной своих четырех детей.На руках у Надежды Осиповны
Шестнадцатилетние Пушкин и Пущин
«Один из самых лаконичных и трогательных рисунков Нади «Юный поэт и дама его мечты». Вдохновенно запрокинута голова поэта. Перо наготове. На круглом столике свеча, рождающая ощущение царящего вокруг сумрака, из которого и возникает прекрасная дама. Трепетной нитью – линией, которую она «держит» в руке, Муза будто окружает, ограждает Пушкина от всего мира, чтобы он мог отдаться поэзии. Над ним парят стройный стан, крылья рукавов, колышутся локоны – все это рождает ощущение, что рядом с поэтом не просто знакомая женщина, а сама Муза, символ поэзии»,– писала искусствовед Э. Ларионова.
Пушкин и Анна Керн
Праздник в семье Пушкиных
Пушкин и Наталья Николаевна
Умирающий Пушкин
Последние рисунки Нади Рушевой – 200 графических работ к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Маргарита читает рукопись Мастера
"Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше./.../ Последние её рисунки, к роману М.Булгакова, особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана (aкадемик Д.С.Лихачёв). "
Бал у ВоландаВоланд
ИешуаПонтий Пилат с собакой
"Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась..." (Елена Сергеевна Булгакова).
Это случилось в начале весны. Утром, собираясь в школу, Надя внезапно потеряла сознание, кровоизлияние в мозг. Пять часов в больнице врачи боролись со смертью. Безуспешно. Так и не приходя в себя, Надя Рушева ушла из жизни, когда ей едва исполнилось 17 лет. Она оставила 10 тысяч рисунков, 10 тысяч признаний в любви к жизни.