Модуль понимается как целостный набор подлежащих усвоению: - знания; - умения, навыки, способы деятельности; - отношение к осуществляемой деятельности и опыта (компетенций), описанных в форме требований. Модуль содержит все элементы компетенции и сертифицируется.
Принципы построения ОП на основе модульно-компетентностного подхода: - практикоориентированности (направленности знаний на к проф. практической деятельности);- междисциплинарности, интеграции (сопряженность с практическим материалом)- гибкости модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет:- оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, - дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; - позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.
Ведущим понятием компетентностного подхода - “образовательный (профессиональный) модуль”, Итоговая компетентность в профессиональной сфере -совокупностью модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности.
Модуль (целостная единица образовательного стандарта) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода.
Особенность стандартов: методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда);требования к организации практико-ориентированного обучения, через создание образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; подходы к оценке качества подготовки.
Причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях выступает:переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда;падением спроса на неквалифицированный ручной труд;потребностью в новом знании и концептуально новом содержании обучения;распространением автоматизированных систем управления производственными процессами;спадом массового производства;повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, совершенствование производственных процессов и управление собственной трудовой/производственной деятельностью;растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;повышением уровня взаимодействия работников в коллективе;размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и развития систем управлением качеством.
Оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности – задач модуля. Введено новое условие допуска к государственной (итоговой) аттестации – подготовке и защите выпускной квалификационной работе – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности
Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.
Рабочая программа направлено на достижение следующих целей:- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Общие дидактические принципы: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.