Метапредметность
Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, Метадеятельность МыследеятельностьМетапредметыМетазнанияМетаумения (метаспособы)
Метадеятельность Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)Моделирование …Конструирование…Прогнозирование…
Методики, технологии, подходы Задачный подход;Проблемное обучение;Исследовательское обучение;Проектное обучение;
Мыследеятельность
Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике.Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале. Метапредмет "Знание": способность работать с понятиями как особой формой знания. Работа с ключевыми научными понятиями. Универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет "Проблема": образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. Метапредмет «Задача»: осмысление устройства процесса решения задач. Технологии реализации метапредметности.
Уровни интеграцииИнтеграция - связанность отдельных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.Внутрипредметные связиМежпредметные связиВсеобщие связи
Уровни интеграцииСамый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов.
Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике.Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале.
МетазнанияЗнания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании.Примерами мета-знаний являются: * Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); * Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); * Эвристические приемы, Эвристические методы и т.п.
Технологииформирования метазнанияЛогико-смысловых моделейМентальных карт Фишбон и др. графические модели знанияВсе приемы сворачивания информации: (конспект, таблица, схема)Методы эвристикиШкола М.ЩетининаСоставляем модель статьи о противоречиях в математике, смотрим карту знаний
Графические организаторы: «Кластеры»выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
МетауменияТеоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
ТехнологииРазвивающего обученияКритического мышленияТехнологический компонент личностно-ориентированного урокаОбщеучебные умения и навыки