«Меняющийся мир и модель выпускника школы» Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ №11: Михайлова Л.В. – руководитель МО.
Меняющийся социум востребует новые качества выпускника, входящего во взрослую жизнь: сформированность самообразовательных умений, толерантность, коммуникативную культуру, знание основ социальных дисциплин – экономики, права и др. Педагоги должны осмыслить новый образ выпускника школы и определить, что изменится в практике образовательного взаимодействия в связи с его принятием.
Цель: построение портрета выпускника школы с позиций интересов государства, общества, семьи и ученика.Задачи: Определение идеализированного, адекватного времени портрета выпускника школы. Выявление позиций несоответствия идеализированного и реального портретов выпускника школы и его причин. Разработка педагогических средств, обеспечивающих преодоление выявленных несоответствий.
Каждая школа, анализируя свои возможности, изучая ресурсы и меняющиеся запросы социума, должна выстроить свою модель выпускникаМы хотим видеть свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации. Под критериями приближенности к идеалу мы понимаем качественные характеристики личности учащегося в их единстве, взаимосвязи и соподчинении. Мы видим четыре группы данных характеристик: здоровье, культура личности, жизненные и нравственные позиции, познавательная деятельность: знания и умения.
Здоровье: Здоровье физическое и психологическое; Ведение здорового образа жизни; Осознанное отношение к здоровью и физической культуре
Культура личности, жизненные и нравственные позиции:Гуманистическое мировоззрение; Культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию; Коммуникативная культура; Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения; Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность; Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей; Адекватная самооценка.
Познавательная деятельность, знания и умения:Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования; Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их, способность использовать знания на практике; Рациональная организация труда, самообразования; Достижение уровня компетентности в знаниях; Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне; Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию; Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
Характеристики модели выпускника нашей школы:Выпускник школы – это личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой, референтной группой и обществом. Выпускник школы – это гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальнорстей.
Выпускник школы – это:Человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности. Это будущий семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважающим супругом, родителем, сыном или дочерью.
Выпускник школы – это:Человек свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей. Это житель планеты Земля, осознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.
Выпускник школы – это:Личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.
Большое спасибо грамотным и ответственным педагогам МОУ СОШ №11 за помощь методической службе в создании современной модели выпускника нашей школы: Шумляевой Т.А. Дойниченко А.О. Ниловой О.В. Станчевой Т.А.
Результаты анкетирования учащихся (выявление уровня сформированности самообразовательных умений):
Общие выводы:Самое полезное на уроке – объяснение нового материала – 91% учащихся. Самое бесполезное на уроке – проверка домашнего задания – 25% учащихся. Больше всего нравится выполнять лабораторные и практические работы – 72% учащихся, выполнять задание у доски – 62% учащихся. Меньше всего нравится выполнять контрольную работу – 39% учащихся. Лучше всего умеют работать на компьютере – 82% учащихся, работать с измерительными приборами – 66%, работать со справочниками – 63% учащихся. Не умеют строить графики, диаграммы, таблицы (кроме 33% учащихся).