Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2006. Раздел 3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.2003. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. Главы 5 и 6.4. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М . 2003. *
Аудитории массовой коммуникации как социальная общность. Медиаизмерения – измерение аудитории СМИ Основные понятия эмпирической социологии *
«Аудитория /от лат. Auditorium – место для слушания / - устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей». (Российская социологическая энциклопедия . Под ред. Академика РАН Осипова Г.Н., 1998. С. 35.) *
Значительность размеров: аудитория СМИ - это численно большая аудитория. Разнородность (гетерогенность): аудитория СМИ - это совокупность индивидов различных социальных статусов, возраста, образования, уровня дохода и пр. Анонимность: отдельные члены аудитории обычно остаются лично незнакомыми друг с другом и неизвестными для коммуникатора. Отсутствие взаимодействия между членами общности. Формирование под влиянием общего канала или определенного сообщения
Аудитория массовой коммуникации представляет собой численно большие гетерогенные группы рассредоточенных в пространстве индивидов, объединенных общим интересом, занятых одной и той же деятельностью, воздействие на которых оказывается ради достижения одной и той же цели, однако эти индивиды не знают друг о друге, взаимодействие между ними крайне ограничено, их действия не являются взаимно направленными, а сами они не организованы, или организованы очень слабо.
Реальная и потенциальная, Регулярная и нерегулярная, Целевая и нецелевая аудитории Различных видов СМИ Сегментированная по географическому признаку Сегментированная по временным интервалам
Величина (или объем) аудитории – основной количественный показатель аудитории - является также показателем социальной значимости и масштабности влияния определенного источника информации. К важнейшим качественным характеристикам аудитории относятся: возраст, уровень образования, доходов, социальное положение и др. Поскольку аудитория представляет собой совокупность индивидов, обладающих определенными характеристиками (социально-демографическими, социокультурными, психологическими и пр.), можно говорить о структуре аудитории (соответственно - социально-демографической, социокультурной и пр.).
2. МЕДИАИЗМЕРЕНИЯ – ИЗМЕРЕНИЕ АУДИТОРИИ СМИ
Медиаизмерения - получение информации о контактах аудитории с конкретным средством массовой информации. СМИ: Анализ конкурентной среды Развитие СМИ Привлечение рекламодателей Рекламодатели: Медиапланирование Оптимизация рекламных затрат
Система постоянных рейтинговых исследований (СИНДИКАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ) Создание информационных баз данных Создание инструмента для работы с БД
Nielsen Media Research Taylor Nelson Sofres (TNS)AGB GfK GroupGallup Arbitron *
Год создания – 1994 Gallup Media TNS Россия TNS Media Research TNS Media Intelligence TNS MIC Мониторинг рекламы в СМИ Синдикативные медиаизмерения + исследование потребления и стиля жизни (MI) Маркетинговые исследования www.tns-global.ru Учредители: Suomen Gallup/ MDC Helsinki Group. С января 2000 г. – Taylor Nelson Sofres (TNS)
Синдикативные проекты по измерению аудитории СМИ: TV Index NRS Radio Index Web Index TV Index Plus
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (UNIVERSE) совокупность людей, подлежащих изучению в ходе данного исследования ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (ВЫБОРКА, SAMPLE) часть генеральной совокупности, отобранная специальным образом для получения информации обо всей изучаемой совокупности РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ свойство выборки отражать основные характеристики генеральной (изучаемой) совокупности
По характеру взаимодействия с респондентом: Анкетирование: Самозаполнение Почтовый опрос on-line опрос Интервьюирование: Личное интервью (Face-to-Face) Телефонное интервью
По частоте проведения: По типу выборки: Разовые Многократные (повторные) панельная выборка (одни и те же люди) сменяемая выборка (разные люди)
бумажные: Анкета - специально разработанная последовательность вопросов, позволяющих унифицировано выяснить у группы респондентов их отношение к интересующей теме Дневник – дневник, в котором респондент ежедневно фиксирует определенные действия по соответствующим временным интервалам технические/электронные: Аудио/видеозапись (интервью, фокус-группы) Телефон, компьютер, специальные приборы (ТВ-метр)
1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя I волна 75 75 75 75 II волна 75 III волна 75 IV волна 75 V волна 75 ПАНЕЛЬ метод постоянного сбора информации на одной и той же выборочной совокупности (измерения ТВ, Интернета) РОЛЛИНГИ метод постоянного сбора данных от разных респондентов c периодическим выпуском отчетов за определенный период (измерения прессы, радио)
Методы: Показатели: Накопленная аудитория (за период); Аудитория одного номера Охваты, Время, Контакты, Рейтинги …. и пр. Специальные технологии и методики Массовые опросы (личные или телефонные интервью) Печатные издания Радио Телевидение Интернет