ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРОВ» (коррекция, развитие, обучение, воспитание)
Тема: «Особенности мышления у детей с ОВЗ. Игры на развитие мышления»
Мышление. Этапы развития. Действие Слово Образ Восприятие Мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях
Возникает в ходе опыта собственных действий с предметами Рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении задач Ребенок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, классифицировать ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
Мышление ребенка с ОВЗ Мышление взрослого здорового мозга МОДЕЛЬ МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
Особенности развития мышления у детей с ОВЗ Мышление детей с ОВЗ характеризуется отставанием в темпе развития. Дети не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, т.е. у них отсутствует перенос способа действия. Не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия (повторяют одни и те же ошибочные варианты). У них отмечается недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением. У детей наблюдается слабая связь между словом и образом.
Условия успеха: игровая мотивация действий; доступность заданий; постепенное усложнение практических задач; повторяемость; возможность самостоятельного поиска решения задачи; наблюдение за действиями сверстников в целях подкрепления собственного опыта; включение речи в процесс решения проблемно-практических задач. ПУТИ ФОРМИРОВАНИя Наглядно - действенноГО мышлениЯ Совместные действия с ребенком. Взрослый обобщает действия в своих речевых высказываниях. Самостоятельные действия, которые ребенок фиксирует в активной речи. Умение планировать свои практические действия.
Примеры игр-УПРАЖНЕНИЙ для развития наглядно –действенного мышления Игра «Покатаем зайчиков» - для игры: 2 зайчика; 2 тележки – 1 с верёвкой, другая без веревки. Предложить покатать зайчиков. Обратить внимание на тележку без веревки. Привязать веревку ко второй тележке и покатать двух зайчиков. Игра «Достань машинку» - машинка, лопатка с длинной ручкой. Машинка закатилась под шкаф. Ребенка просят достать её. В поле зрения лежит лопатка. Педагог направляет на поиск предмета, который поможет достать машинку. Ребенок лопаткой достает машинку. Игра «Достань камешки!» - банка с водой, камешки, сачок, вилка, палочка. В банке с водой лежат камешки. Ребенка просят достать камешки из банки, не замочив при этом руки. Для этого надо использовать сачок. Игра «Плавает или тонет?» - набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянная и металлическая пуговицы, сачок, таз с водой. Ребенка просят ответить, поплывет этот предмет или утонет. Педагог дает ребенку предметы в случайном порядке, а не попарно, и он отвечает заранее, поплывет этот предмет или утонет. Затем ребенок опускает по одному предмету в воду. Те предметы, что плавают, кладет в одну коробку, а те, что тонут, в другую. Потом ребенка просят ответить: «Какие предметы плавали, а какие тонули?»
Формирование наглядно-образного мышления Педагогические приемы: создание проблемной ситуации и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдение за действиями сверстниками, а затем словесный отчет о последовательности действий; прием припоминания; организация наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; отгадывание загадок.
Примеры игр-УПРАЖНЕНИЙ для развития наглядно –образного мышления Игра «Достань шарик» - картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на ней воздушный шарик, недалеко от шкафа стул, в центре – мальчик, у которого удивленный вид,: он не знает, как достать воздушный шарик. Ребенку предложить подумать, как помочь мальчику достать шарик. Затем предложить ему сказать, как мальчик достанет шарик. Игра «Кому какое угощение» – картинки с изображением зайчика и ёжика; картинки с изображением банки – в ней морковь, банки – в ней яблоко; картинки с изображением предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка). Педагог раскладывает перед ребенком все картинки и просит рассказать, кому какое нужно достать угощение. После этого он берет картинку с изображением предмета-орудия и подкладывает её к основной картинке с рисунком банки
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Педагогические приемы: сравнение; обобщение; противопоставление; аналогия; установление связей между явлениями и объектами природы; классификация и систематизация; умозаключения.
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Операция мышления Игра Классификация Разложи игрушки Разложи картинки Разложипредметы 4-й лишний Н/и: Подбери недостающую картинку Словесные игры: Летает - не летает Съедобное - несъедобное Живое – неживое. Что бывает сладким? Сравнение Чем похожи? Чем отличаются? Обобщение Назови одним словом Анализ и синтез Помоги поставить по росту Домики для животных Н/и: Кто старше? Что теплее? Ктовеселее? Сделай целое. Часть – целое. Что лишнее. Подбери пару.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
Берегите мозг ! Развивайте мышление!
Использованная литература и источники: Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в прцессе дидактических игр. М.: Владос , 2008 Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: Владос , 2008 Интернет – ресурсы: http://www.braintools.ru/ http://www.ronl.ru/ blog.wikium.ru - картинки