ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРОВ» (коррекция, развитие, обучение, воспитание)
Тема: «Особенности развития познавательной сферы у детей с ОВЗ»
Кто такие дети с ОВЗ? Первичный и вторичный дефекты развития.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения (дефекты) психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.
Первичный дефект – повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов) , которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций (н.,речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых и пр.). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но возникает под его влиянием.
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
Особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Нарушение познавательной деятельности встречается: - у детей с умственной отсталостью; - у детей с задержкой психического развития; - у детей с тяжелыми речевыми расстройствами; - у детей с ДЦП - у детей с нарушением слуха, зрения, ранним детским аутизмом Структура аномального развития в каждом случае имеет свои особенности, которые определяются ведущим нарушением в структуре дефекта.
- Дети с ОВЗ испытывают трудности в процессе восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. *Особо отмечаются недостатки пространственного восприятия и временных представлений. -Всем детям с ОВЗ свойственно снижение внимания и работоспособности, нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. - У детей с ОВЗ отмечается недостаточность всех видов памяти. Трудности проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.
- У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Одной из основных закономерностей выступает отсутствие у них как умения самостоятельно поставить задачу, так и готовность к решению данного им задания. По мнению авторов, в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. - Дети с ОВЗ имеют особенности речевого развития: Бедность, не дифференцированность словаря, не сформированность развернутого речевого высказывания, грамматического строя речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Что такое сенситивные периоды развития ребенка?
Сенситивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. В этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными. Сенситивный период поэтому совпадает с максимальными сроками обучения. Л.С.Выготский
0-12 месяцев — Кроха концентрируется на познании мира. Неоценимую помощь в формировании сенсорной области оказывают тактильные и слуховые ощущения. Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период! Сенситивные периоды психического развития:
1-3 года — Период раннего детства, совпадающий с сенситивным периодом становления речевых способностей. 1,5-2,5 года — Этап манипулирования мелкими предметами, свидетельствующий о развитии моторики пальцев и всей руки. Рассматривается в качестве подготовительного периода, предшествующего письменному воспроизведению букв и слов.
3-7 лет — Усвоение правил взрослой жизни и овладение видами деятельности. Фиксируется всплеск интереса к буквенным символам, обозначающим звуки. Наиболее предпочтительной формой обучения является игра. 8-9 лет — Повторный всплеск речевых способностей, сопровождающийся увеличением скорости формирования воображения и навыков восприятия.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно. Они индивидуальны -время их возникновения, длительность и динамика могут быть разными у конкретного ребенка. Факт Дети, которые жили в обществе животных первые 3,5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, полностью адаптироваться в обществе людей.
Помощь детям с ОВЗ, реализуемая в ГКУ СО МО «Зарайский СРЦН»
I БЛОК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ- ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ПСИХОЛОГ ВОСПИТАТЕЛЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЕ МОТОРИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВАРЬ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
II БЛОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ПСИХОЛОГ ВОСПИТА- ТЕЛЬ 1.ПОЗНАНИЕ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) 2.ФЭМП РАЗВИТИЕ РЕЧИ ИЗО - ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ III БЛОК КОРРЕКЦИОННЫЙ РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА РАСШИРЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ МНЕСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ, ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние семьи на развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ. Модели поведения родителей.
Этапы развития организма под действием внешних факторов Вода – коррекционная работа Солнце – душевное тепло Удобрение – медицинская помощь Дети – это наши цветы жизни!
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Я хочу помочь ему, но не знаю как! 2. Я знаю, как помочь ему. Мне нужна помощь специалиста 4. Это меня не касается. 3. Я готова помочь. Мы справимся вместе