Князь Владимир и принятие христианства
Происхождение и воспитание Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя. Год рождения Владимира не известен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.
Приход на киевский престол Вскоре после гибели в 972 году князя Святослава вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология древнерусских летописей до крещения условна, но известно, что 977 году удельный древлянский князь Олег погиб в бою с киевским князем Ярополком, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич. Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил старшего брата на переговоры, где два варяга подымут Ярополка на мечи. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы. Когда варяги потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами. По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году.
Языческое правление Новый князь киевский (величался также древним титулом каган) принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввёл практику человеческих жертвоприношений богам. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Первая религиозная реформа Владимира Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Главным был Перун, бог грома и молнии, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся главным среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер!
Выбор веры князем ВладимиромЛетописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии Изложение князю Владимиру своей веры хазарами Изложение своей веры князю Владимиру мусульманами
Великий князь Владимир избирает религию.
Условия принятия христианстваНеудача первой религиозной реформы; Большое влияние соседских христианских государств. Дружеские отношения с Византией. Династический брак с принцессой Анной. Причины принятия христианства Укрепление великокняжеской власти. Объединение славянских племен в одно централизованное государство.
Крещение Руси: 988год Владимир крестил 12 сыновей своих и многих бояр. Приказал уничтожить всех идолов, главного бога Перуна сбросить в Днепр. Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение — « а кто не придет, тот враг мне». В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Купель баптистерия, где принял крещение князь Владимир. Раскопки в Херсонесе (Корсуни)
В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Древняя Русь: до и после крещения
Религия в Древней Руси