Какой должна быть правда? 11 класс Какой должна быть правда? (11 класс)
Мудрая притча о правде. Как - то раз Учитель со своими учениками вошли в большой город, чтобы рассказать жителям о вере. Один христианин подошёл к ним и сказал, что жителям не нужны проповеди, так как их сердца очерствели и сопротивляются слову истины, они не хотят учиться, на них не стоит тратить время. Учитель ответил: - Ты прав. Через некоторое время к нему подошёл другой человек и сказал: - Не сомневайтесь , вас радушно примут здесь. Люди ждут вас и хотят услышать слова истины, которые будут исходить из твоих уст. Они жаждут знаний и готовы к служению. Их сердца открыты. Учитель ответил ему: - Ты прав. Тогда один из учеников спросил старца: - Объясни, почему и в том и другом случае ты ответил одно и то же, хотя речь шла о разных вещах. И Учитель ответил: - Ты прав. Ты, наверное, заметил, что каждый из них говорил о том, что соответствовало его понимаю мира. Один во всём видит только плохое, другой ищет хорошее. Каждый воспринимает мир таким, каким он ожидает его увидеть. Ни один из них не лгал. Каждый сказал правду. Но у каждого она – своя. У каждого своя правда. И вряд ли кто-то - сможет с этим поспорить.
«ПРАВДА» И «ИСТИНА» (языковая концептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии) Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология.» – 2006. – № 1 (4) стр.173-209 © С. А. Лишаев Правда – ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. П. на твоей стороне. Счастье хорошо, а п. лучше (посл.). 3. То же, что правота (разг.). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.). 4. Вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, п., не знал этого. 5. Союз. Хотя и, следует признать, что (разг.). Погуляли хорошо, п. устали. 6. частица. Выражает утверждение, уверенное подтверждение. Я правда уезжаю. Говорят, ты женишься? – П. (из словарей Ожегова, Шведова)
Концепт правда несет в себе, помимо гносеологической оценки высказывания (соответствует ли высказывание тому, что есть), еще и его оценку как искреннего, откровенного. Характеризуя высказывание как «правдивое», тем самым обращают внимание на откровенность и искренность говорящего. Правду высказывают (выслушивают), правды допытываются, дознаются, правду не понимают, а знают. Правда замкнута на субъекте речи. Одним словом, правда в значении истинного суждения – это знание, предполагающее не преодоление незнания или заблуждения, а победу над нежеланием знать (открыть) правду, над волей к ее незнанию или сокрытию. И правда, и истина говорят о чем–то, что есть в действительности, но при этом правда дает не только знание того, о чём идет речь, но еще и характеристику того, кто «держит слово». Говорящий правду – это человек, откровенно говорящий о том, что знает. Он честен, откровенен, правдив. В «правде» содержится оценка говорящего, а не только оценка истинности или ложности высказывания
Формулировка проблемной тема У каждого своя правда. И вряд ли кто-то сможет с этим поспорить. Своя правда … Это какая ??? Можно ли поспорить с этим утверждением? Какой должна быть правда?
Какой должна быть правда? 11 класс Работа по группам с текстовым материалом 1 группа. Правда Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» 2 группа. Правда Луки в пьесе М.Горького «На дне» 3 группа. Правда Стародума в комедии Фонвизина «Недоросль» 4 группа. Правда Крыжнёва в повести М.Шолохова «Судьба человека» ЗАДАНИЕ. Какой предстаёт перед вами правда? Как она преподносится окружающим? Каковы её последствия, результаты? Каким предстаёт перед вами носитель правды? Представьте результаты своей работы в виде схемы.
Представление работы каждой группы в виде схемы. Выставка схем. Сравнение схем. Выявление противоречий. Формулировка новой проблемной темы. Последующие этапы работы
Проблема. А какой должна быть правда в твоём понимании?
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Учащиеся рассуждают о том, какая правда им ближе, или же предлагают свой вариант правды. Учитель вместе с учащимися должен выйти к морально-нравственному пониманию правды как нормативно-ценностному концепту.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ