Я и мир профессий
Цель: - оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.Задачи:- формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;- активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;- вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;- формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.Оборудование: Компьютер+пректор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о профессиях, выставка поделок учащихсяПлан:Теоретический материал; Кто я? Профессиональный план Многообразие мира профессий Пути получения профессионального образования Викторина «Угадай профессию»ТестированиеПоказ мод
Кто я? В поисках ответа на вопрос «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими, происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я». Таким образом, познавая людей, мы познаем себя.
Профессиональный план Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
При составлении профессионального плана следует определять главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать и оценить свои возможности. Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих: «хочу», «могу», «надо»
Интересы и склонности в профессиональном выборе («ХОЧУ»). Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Как правило, интересы означают «ХОЧУ ЗНАТЬ», а склонности – «ХОЧУ ДЕЛАТЬ».Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, широте содержания, устойчивости, силе, длительности.
Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ») Каждая профессия имеет специфические сложности, которые необходимо знать, усваивать и выполнять. Эти особенности называются требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.
Многообразие мира профессий В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 50 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя.
Разделение труда В глубокой древности никаких профессий не существовало и, естественно, не возникало проблемы выбора. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать: добывать пищу, огонь, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда. В современном обществе существует три вида разделения труда: общее (в масштабах общественного производства), частное (внутри крупнейших звеньев) и единичное (в рамках отдельных предприятий).
Функциональное разделение труда. Профессии и специальности. Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Классификация профессий Классифицировать профессии можно по разным признакам. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов. Он выделил следующие 4 группы: По предмету труда – типы (П – «человек-природа», Т – «человек-техника», Ч – «человек-человек», Х – «человек-художественный образ», З – «человек-знаковая система»); По целям труда – классы (Г – гностический, П – преобразующий, И – изыскательный); По орудиям труда – отделы (Р – ручные, М – машинно-ручные, А – автоматические, Ф – функциональные) По условиям труда – группы (Б – бытового микроклимата, О – на открытом воздухе, Н – необычные условия, М – моральная ответственность)
Профессиограмма и психограмма профессии. Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.)
Профессиональная пригодность Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его профессии.Существуют основные рекомендации по формированию профпригодности:Подробно разобрать требования избранной профессии к человеку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, знания, умения, опыт, здоровье).Сравнить эти требования со своими индивидуальными качествами и выявить соответствующие и несоответствующие.Наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.
Пути получения профессионального образования
Викторина «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Игровая разминка «Придумай профессию» Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв: К Р Ф П
Игра «САМАЯ – САМАЯ» Самая зеленаяСамая сладкаяСамая денежнаяСамая волосатаяСамая детскаяСамая смешнаяСамая общительнаяСамая серьезнаяСамая опаснаяСамая бумажная
Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ» В этих ребусах зашифрованы профессии. Расшифруйте их.
Угадайте пословицу
Расшифруйте поговорку
«13 Я» Приспосабливает нас к окружающему миру1.Приносит владельцу постоянный дивиденд2.Объединяет людей3.Вкладывает деньги в дело4.Уменьшает покупательную способность денег5.С этим возникает соперничество между деловыми людьми.6.
Помогает выбрать профессию7.Создает малое предприятие8.Переселяет людей, птиц и животных9.Приносит владельцу ежегодный доход10.Передает человеку часть государственного имущества11.Объединение людей12.Определяет занятие человека13.
Конкурс «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ» Дело мастера Портной испортит – Горе есть – горюй Болтуна видать по слову, Работа и мучит,Спящему котуРемесло пить-есть не просит,Усилий много,Длинная нитка –Чтоб не ошибиться,Назначили осла кузнецом,Была бы охота,К чему душа лежит, боится.утюг исправит.дело есть – работай.а рыбака – по улову.и кормит, и учит.мышь в рот не прибежит.а само кормит.да толку мало.ленивая швея.не надо торопиться.он первым делом себя подковал.заладится вся работа.к тому и руки приложатся.
Спасибо за участие!Большого вам плавания!