Историяпроисхожденияизначение школьныхтерминов.Исследование провела: ученица 3 А классаМОУ «Яксатовская СОШ»Бондаренко Снежанна.
Тема моего исследования: «История происхождения и значение школьных терминов». Цель работы – выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов, вещей и понятий, связанных со школой.Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Провести опрос школьников с целью выяснения знаний о происхождении и значении школьных терминов. 2. Определить источники информации, которые помогут выяснить значение и происхождение школьных терминов. 3. Выяснить значение и происхождение терминов: школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, библиотека, цифра.
Результаты опросаРезультат опроса показал, что только 25 процентов знает значение таких часто употребляемых слов.
Школа (греч.) «схолэ» -досуг, отдых, праздность.Для древних греков учеба очень приятное и полезное занятие. Под досугом они представляли не безделье, а беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились беседы, но позднее появились самые настоящие занятия.
Каникулы (латин.) «канис» - собачка. Каникулой» - собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее, охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне, в Риме начинались самые жаркие летние дни. И тогда объявлялся перерыв во всех занятиях. Перерыв получил название каникулы. Слово перешло в русский язык, и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Мы знаем, что сейчас есть каникулы зимние, осенние и весенние.
Цифра (араб.) «сифра» - ноль, кружок. Каждый день на уроках математики мы пользуемся цифрами и знаками.Это слово пришло к нам из арабского языка. Кружочек или ноль у арабов назывался «сифра». Так и появилось слово «цифра», только им обозначали уже и другие знаки. Мы знаем свои цифры арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры получили от древних индийцев.
Все учебные принадлежности мы носим в портфеле. Слово «портфель» -французского происхождения. Первая часть этого слова - «порт» - означает «нести», вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради и все остальные школьные принадлежности.
Тетрадь. «Тетра» в переводе с греческого языка означает «четыре», «сложенный в четверо».Раньше люди писали в восковых тетрадках, которые появились еще во времена древних греков. Это были деревянные дощечки, покрытые воском коричневого или черного цвета. Их связывали шнуром в книжечку и писали палочкой, которая была одновременно и карандашом и ластиком. Один конец был заострен, а другой тупой, в виде лопаточки, им стирали все написанное.Кроме восковых в старину были и железные тетради, вернее дочечки, на которых не писали, а вырезали буквы острым резцом.
Карандаш (тюрк.) «кара» -черный, «таш» - камень.В конце 18 века чешский фабрикант Гартмурт, из графитового порошка начал делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке, потому что они часто ломались и пачкали пальцы. Тогда французский ученый Конте изобрел для них «деревянную одежду». И вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные «рубашки».
Пенал. Для школьника необходимая вещь в портфеле. А произошло оно от латинского слова «пенна», которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.
Всем, кто любит рисовать, знаком альбом. Слово «альбом» произошло от латинского слова «альбус», что означает «белый». Действительно, листы в альбоме белые и чистые. Альбомы бывают не только для рисования, но для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов. И хоть альбомы не всегда белые, но название альбом прочно обосновалось в языке.
Библиотека. Книги, учебники живут в школе в комнате, которая называется библиотека. «Библио» по- гречески – книга, «текос» – хранилище: книгохранилище.
Школьная парта - это наше российское изобретение. В конце 18 века студент Петербургского университета Пётр Коротков был сослан на Урал.Работая в школе учителем, он изобрел стол с наклонной верхней плоскостью, за которой можно было писать не горбясь.
А вот почему это изобретение назвали «парта» даже ученые не все ясно себе это представляют. В результате исследования, я выяснила, что слово это произошло от французского « apart» , что означает «особо», «в отдельности», когда - то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным многоместным общим школьным столам и скамьям.
Вывод.Исследуя выбранные источники с целью выяснения значения и происхождения школьных терминов, я пришла к выводу, что из 10 исследуемых мною школьных терминов 3 имеют латинские корни, 2 слова заимствованы из французского языка, 3 - из греческого, 1 слово арабского происхождения, 1 слово из тюркского языка.
Заключение В дальнейшем я думаю продолжить исследование этой темы, так как это очень интересно и может пригодиться на уроках. Зная историю слов, легче запомнить их правописание, и разобраться, какой был их изначальный смысл. Данный материал можно использовать в работе с учащимися младших классов на занятиях в школе.