ИСТИНА О чем идет речь: 1.Равные, самостоятельные, суверенные социальные регуляторы, каждый из них имеет свою особую ценность. Их различия видны уже в самой форме существования: одни из них оформлены в виде официальных документов, основа других намного шире 2. Формы познания( выбрать из перечисленного, распределить) А) рациональное Б) Чувственное Знания о мире и ….. А)Понятия Б) Представление В) Суждение Г) Восприятие Д) Обобщение Ж) Умозаключение
Истина. Заполни вторую колонку таблицы Виды знаний 1.знания о явлениях, процессах, предметах 2.Знания о способах деятельности Мировоззренческие знания Их роль в жизни общества и человека 1. 2. 3.
ИСТИНА, Какие из перечисленных ниже суждений верны? Обоснуйте ваш выбор. Истина объективна только тогда, когда она не зависит от познающего субъекта Истина объективна, если она оставляет нас спокойными, не вызывает споров и страстей. Объективных истин не бывает, т.к. без человека нет познания, а человек всегда привносит свое отношение к познаваемому предмету. Объективные истины могут быть только в мире природы, но не в мире людей Аристотель утверждал, что если об одном предмете высказывают два противоположных суждения, то одно из них истинно, а другое ложно. Конкретизируйте эту ситуацию на каком –либо примере. Разделяете ли вы позицию философа?
ИСТИНА. Критерии истины 1. Истинность знания обеспечиваются опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности- считали ….. 2. Критерием истины является разум. За истину принимается теоретически обоснованное знание, -считают …… 3. При каком подходе вопрос о истинности или ложности наших знаний снимается с рассмотрения? 4.Может ли практика служить универсальным (всеобщим) критерием истины в познании? 5.Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности. Приведите примеры
ИСТИНА. Кому принадлежат высказывания: 1. «Придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны» 2. «Что каждому кажется, то и достоверно» 3. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде» 4. «Законы хороши, но из надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» 5. «Знание- сила»
Тема урока. Научное познание Цели урока: а) показать роль науки и научного знания в современном мире; б) раскрыть особенности научного знания, отличающее его от других видов знания; в) охарактеризовать основные формы и методы научного познания. Основные понятия. Вспомни! Цель и средства деятельности, чувственное познание, рациональное познание, критерии истины, объективность истины Основные понятия. Запомни! Научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция
Научное познание План изучения нового материала 1. Научное знание, отличие его от других видов знания. Простое и сложное в науке 2. Теория и опыт в научном познании. Методы научного познания 3. Роль науки в современном мире
Научные знания. Сравните утверждения и выберите то, которое является научной истиной У каждого человека есть своя аура Каждый человек стремится к материальному достатку. У каждого человека есть свой ангел-хранитель Каждый человек обладает определенным набором генов-носителей наследственности
Научное знание. Объективность, беспристрастность Наука- основная форма человеческого познания. В основе лежит творческий процесс мыслительной и предметно- практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса называют методом ДЕКАРТА: -ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым -трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения -начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей сложных и трудных -ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание
Научное знание. Уровни Эмпирический-главная задача описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания- эмпирический (научный) факт. Вспомните примеры из курса физики. Теоретический На теоретическом уровне- объяснение, а знание фиксируется в форме законов, принципов, научных теорий, в них раскрывается сущность познаваемых объектов Вспомните известные вам теории в области математического, естественно-научного, гуманитарного знаний
Научное познание. Основные принципы научного познания: 1.Принцип ПРИЧИННОСТИ (Демокрит:«Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все …»). 2.Принцип истинности научного знания(Истина проверяется практикой) 3. Принцип относительности научного знания(ограничено познавательными возможностями людей) Основные методы которые используются в процессе эмпирического познания: Метод наблюдения Метод эмпирического описания Метод эксперимента
Научное знание. Метод эксперимента -это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым) Виды эксперимента: исследовательский (поисковый), проверочный (контрольный), физический, химический, биологический, социальный и др. Особо! 1. Мыслительный эксперимент (оперирует не реальными объектами, а их теоретическими моделями) 2.Метод гипотезы (выдвижение и обоснование предположений).Гипотезы могут быть : объяснительными, экзистенциальными (неизвестными науке) 3. Формулирование научной теории
Научное знание. (Текст с ошибками. Найти и объяснить) В структуре научного знания выделяется только теоретический уровень. Знание конкретных фактов накапливается только путем наблюдения. Наблюдая какой-либо объект человек может установить его объективные характеристики, свойства. Так многолетние наблюдения за Венерой позволили установить наличие на ней плотного слоя атмосферы. Близок к наблюдению эксперимент, но он уже не дает чистого знания, потому что здесь человек вмешивается в естество изучаемого объекта. Таким образом, получаемое в ходе эксперимента знание лишь условно можно считать истинным, объективным.. Факты оспорить трудно, а теории опровергаются легко. За несколько десятилетий существования науки в ней сменилось несколько десятков теорий, причем каждая последующая полностью опровергает предыдущую
Научное знание. Научное мышление и современный человек. 1. Приведи примеры того, как наука входит в нашу жизнь. 2.Как ты понимаешь, что такое научные и ненаучные представления о мире и человеке? 3. По какой причине, с твоей точки зрения, отмечается влияние вненаучных знаний и все большее число людей разделяют религиозные представления о мире? 4.Согласны ли вы с автором учебника по поводу того, что современное человечество вступило в завершающую фазу развития рационализма, начало которому было положено в эпоху Просвещения? 5.Ответить на вопрос к задания 5 вашего учебника. Домашнее задание. Параграф 10, задание 1,3-письменно