Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Работу выполнила ученица 10 класса ГБОУ СОШ №455 с углубленным изучением английского языка Колпинского района города Санкт-Петербурга Коршунова ОльгаНаучный руководитель: Скобликова Марина Валентиновна
Путешествуем на машине времени: Исследование слова «Enlightenment»
О презентации: В 1 этапе представлены эпохи. В эпохе Древнего Мира слово «enlightenment» не существовало, поэтому основной вопрос к историческим персонажам того времени: «Достаточно ли Вам формулировки «обучать людей» или не хватает специального термина?»В эпохе Средневековья основной вопрос: «А надо ли обучать всех людей ?».В эпохе Просвещения самые выдающиеся деятели своего времени рассказывают о слове «enlightenment» с разных сторон характеристики слова.В эпохе Великих открытий представлены ученые, создавшие одно из важных изобретений или открывших что-то, описание их изобретения (открытия), а также высказывания изобретателя (первооткрывателя) о своем изобретении и своем отношении к просвещению (высказывания составлены автором презентации, и ни в коем случае не являются цитатами!). Таким образом должно сложится впечатление о понятии «enlightenment», что оно может служить и во благо, и во вред человечеству.Все исторические справки взяты из Википедии – свободной энциклопедии.Авторские права на картинки, используемые в презентации, находятся в папке с презентацией в документе Word. Там же в отдельной папке находятся сами картинки.
Инструкция по работе с машиной времени: Всего существует два этапа. Сначала вы выбираете эпоху, в которую хотите попасть, а потом город. Для этого вам потребуется лишь нажимать на нужные кнопки. Для возвращения в машину времени надо нажать на стрелочку с надписью «Вернуться в машину времени», которая будет в правом нижнем углу. Приятного путешествия!
Этап 1. Выберите эпоху:
Каменный век… Вы скажите: «Да эти люди ещё и полноценно разговаривать то не научились! Как к ним можно привязать слово «enlightenment?». Очень просто. Если вспомнить, что просвещение – это прежде всего передача и распространение знаний. Ещё в каменном веке люди научились делать орудия труда и одежду, передавая эти знания из поколения в поколение.
Этап 2. Выберите город:
-Дионисий расскажите о развитии науки в Риме.-Мы далеко продвинулись. Вот например в области естествознания сделаны Великие открытия: Диофант написал «Арифметику», Аристотель – «Историю животных». Наконец-то положили начало юридической науке, особенно развиваются литература, театр и искусство. Многие научные труды тоже пишутся в стихотворной форме!Скажите, как бы вы одним словом назвали «обучение людей научным новшествам»?Ммм…Так бы и назвал – обучение. Хотя нет нужды в обучении всех людей в Риме.Из этого разговора стало понятно, что люди были ещё не готовы к такому понятию, как «enlightenment». Дионисий Галикарнасский древнегреческий историк и ритор второй половины 1 в. до н. э. С 30 жил в Риме, где написал на греческом языке свой главный труд —«Римские древности», охватывающий период с мифических времён до начала 1-й Пунической войны.
Платон -древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.Платону приписывают 34 сочинения, доподлинно известно, что 23 из них сочинения самого Платона. -Наука? Я посвятил ей всю свою жизнь.Она сделает жизнь человека лучше, безусловно.-А как же последствия?-Последствия? А каких последствиях вы говорите? Наука – это знания о нас самих, о том, что нас окружает. А в этом нет ничего плохого.-Скажите, а вас устраивает формулировка «обучать людей»?-Я думаю, что нет. Ведь наука – это что- то особенное, уникальное.
Юлиан Отступника Орибасий (326—403)Врач византийского императора. Составил из греческой медицинской литературы энциклопедию«Синопсис» («Свод»). -Юлиан, расскажите о вашем отношении к науке.-Наука? Наука это моя работа. А делать жизнь людей более ясной мой врачебный долг.-Значит Вы не посвящаете ей свою жизнь, как многие другие выдающиеся люди вашей эпохи?-Наоборот. Я всю жизнь посвятил тому, чтобы создать медицинскую энциклопедию из 70 томов , используя сочинения древних врачей.-70 томов? Это и правда огромный труд! Как Вы думаете, есть ли необходимость учить всех людей, например, медицине? И считаете ли Вы , что слово «учить» не подходит для такого понятия?-Ни в коем случае нельзя обучать медицине всех людей! Во первых это огромное время и силы, а во вторых, иногда людям и необязательно знать о всех их болезнях столь тщательно.
Эратосфен.Занимался астрономий и географией.Писал научные труды, такие как:«География», «О ветрах», «Об измерении Земли»,«Об измерении Солнца». -Вы один из самых известных ученых Александрии. Расскажите, как вы считаете, нужно ли обучать всех людей?-Конечно! Основа общества – интеллект. Но к сожалению пока мы не поняли,каким образом можно научить людей наукам. А пока мы собираем библиотеку – Александрийскую. Она поистине чудесна! Множество полок, оснащенных знаниями.Я вспомнила, что случилось с Александрийской библиотекой, но я не стала расстраивать Эратосфена. Конечно жалко, что пропали такие знания. Но пусть все идет своим чередом.
Этап 2. Выберите город:
Исидор Севильский.Архиепископ Севильи,написал двадцать томов “Этимологии”. -Вы написали огромный труд, посвященный этимологии. Как вы думаете, понадобится ли он вашим потомкам?-Да, конечно. Человек, который не знает историю языка на котором говорит, и историю слова, которое употребляет каждый день не может считаться образованным.-То есть вы считаете, что обучать надо всех людей, независимо от их сословия?-Я думаю, что да. Задумайтесь: гениальные люди необязательно являются монархами. Поэтому большое продвижение в науке могли бы сделать люди, которые используются, как физическая сила, а не умственная. Но такая вот уж у нас эпоха…
-Ирнерий, Вы – основатель первой юридической школы, преобразованной в университет. Каково ваше мнение о всеобщем обучении?-Вопрос спорный. Но скорее всего я не стал бы давать знания всем людям. Только тем, кто являются умными. Так как умственный труд ,конечно, хорош, но без физического любая наука бессильна. А для того чтобы определить умный человек или нет, можно было бы загадывать ему загадки мудрецов. Ирнерий.Основал первую юридическую школу и восстановил римский кодекс законов.
Роджер БэконФилософ и естествоиспытатель.Он писал о том, что в будущем появятся машины, которые будут возить людей, и машины, которые будут летать по небу .Трудно понять, как в те времена могли прийти в голову такие мысли. Сажать в тюрьму, меня? И за что? За якобы дерзкие мысли? Люди…как они не понимают. Почему все отвергают мысли о том, что мы сможем создать устройства для перевозок и полета? Ничего. Пройдет много лет, и моё имя вспомнят. А пока меня считают колдуном, и я сижу в заточении. Англия! Когда ты решишься на всеобщее обучение?...
Этап 2. Выберите город:
Соловьёв, Сергей Михайлович историк — российский историк, профессор и ректор Московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по Отделению Русского языка и словесности, тайный советник. -Сергей Михайлович, несмотря на то, что моё исследование посвящено английскому слову «enlightenment», расскажите , пожалуйста, о русском слове «просвещение».-Оно имеет три основных значения: 1)передавать и распространять информацию из поколения в поколение, 2)система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений, 3)течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс в эпоху перехода от феодализма к капитализму.-А есть ли в русском языке фразеологизмы или неустойчивые словосочетания со словом «просвещение»?-Да, конечно. Например «народное просвещение».
Екатерина Дашкова (1743—1810)литератор, президентРоссийской академии. -Екатерина Романовна, мне уже рассказали о значении и фразеологизмах слова «просвещение». Что ещё вы можете сказать о этом слове?«Просвещение» - неодушевленное существительное среднего рода, 2 склонения. Оно как и другие слова имеет синонимы, такие как : «образование», «обучение», «просветительство». А также антонимы, например «оглупление». Что вы можете сказать о морфологических свойствах и этимологии?Слово образовано от православной формы «světъ» при помощи приставки «про» и суффикса «ен».
Фрэнсис Бэкон (1561 1626) английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. -Сэр Френсис, дайте краткую характеристику английского слова «enlightenment».«Enlightenment» - существительное, впервые было употреблено в 1660-70 годах. Значение слова можно понять из высказывания Лао Тсу : «Knowing other is wisdom, knowing yourself is enlightenment.»
Томас Аббт (1738-1766) немецкий философ, писатель. -Мистер Аббт, сэр Френсис рассказал мне о значении слова «enlightenment» цитатой. А не могли бы вы поподробней рассказать о значении этого слова?- «Enlightenment» имеет три значения, первые два как и русское слово: 1) передача и распространение информации и 2)идейное течение. А английское слово имеет третье религиозное значение.
Жан ле Рон д’Аламбер (1717—1783)математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии -Жан, что вы можете рассказать о происхождении слова «enlightenment»?-О его этимологии? Оно входит в огромную семью слов, образованных от «light». С помощью приставки «en» и суффикса «ten» образовался глагол «enlighten», от которого за счет суффикса «ment» образовалось существительное «enlightenment»
Бальтазар Беккер (1634—1698)ключевая фигура раннего Просвещения. В своей книге De Philosophia Cartesiana разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы. -Бальтазар, сколько существует синонимов и антонимов слова «enlightenment»?-Огромное множество. Из синонимов ,например: “illumine”, “learning”, “erudition” ;а также противоположные понятия– антонимы: “confuse”, “mislead”, ”puzzlement”.
Enlightenment: Synonyms and Antonyms Synonyms illumineapprenticeshipedifyteach nurtureinformbroad-mindedness civilization backgroundbook learningbrainwashingbreedingcatechismcomprehensioncoachingcultivationculture directiondiscipline drillingedificationeruditionlearnednesseducation guidance improvement inculcationindoctrinationinformation insightinstructionknowledgelearning literacy pedagogypreparationpropagandismproselytism readingrearingopen-mindedness refinement scholarshipschoolingscience studytrainingtuitiontutelagetutoring sophisticationteachingwisdom Antonyms be vaguebewilderbewildermentconfoundconfuse confusiondelude mislead obscure puzzle,puzzlement ignorancemystifyperplex
Чезаре Беккариа(1738—1794)Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях . -Чезаре, мне многое рассказали о слове «enlightenment». Почти все. Кроме словосочетаний фразеологизмов. Вы можете привести один пример?-Да, например «diversity enlightenment». А вообще я только что закончил исследование на эту тему, и все найденные сочетание написаны у меня на доске.
Phrases containing enlightenment enlightenment spiritual diversity enlightenment physical enlightenment enlightenment movement ph enlightenment
-Сэр Джеймс, расскажите о глаголе «enlighten». -Этот глагол впервые появился в 1350-1400 годах. Его значение : передавать и распространять информацию.-А как называют человека, который просвещает?- «Enlightener», образованное от глагола «enlighten» с помощью суффикса «er» Джеймс Босуэлл (1740—1795) писатель.
Эдмунд Бёрк(1729—1797)политик и философ один из ранних основателей прагматизма. -Эдмунд, приведите примеры синонимов и антонимов слова «enlighten».-Они идентичны синонимам и антонимам «enlightenment», но в глагольной форме.Из синонимов можно привести примеры: illumine, edify, teach, inform. А из антонимов:mystify, confuse, perplex, puzzle.
Этап 2.Выберите город, в котором хотите побывать:
Изобретатель: Попов Александр СтепановичИзобретение: радиоВремя изобретения: 1895 Моё изобретение – телеграф без проводов. Оно принесет людям много пользы. Теперь не надо ждать сообщения через телеграф, а можно мгновенно передать по радио с помощью азбуки Морзе. Но я не до конца уверен, что мое изобретение действительно относится к просвещению. Оно скорее просто новый вид связи. Но все же я надеюсь преобразовать его и получить звук, а не просто азбуку Морзе. А пока это только планы.
Изобретение: калькулятор ANITA MK VIII Время изобретения: 1961г. Наше государство решило начать массовый выпуск калькулятора ANITA MK VIII, представленного на выставке промышленных достижений в 1961 г. с 1963 года. Безусловно мы делаем «enlightenment», ещё более доступным и удобным. Хотя после массового выпуска калькуляторов наше изобретение привело к тому, что люди постепенно перестают считать в уме, а это как известно, может привести к деградации…
Первооткрыватель: Лиза МейтнерОткрытие: цепная реакция ядер атомов Просвещение…Это слово принесло людям много новых достижений, сделало их жизнь комфортней. Но…Недавно мы в лаборатории открыли цепную реакцию ядер атомов. Я отказалась от дальнейших исследований. Моё открытие принесет людям немало бед. Я не хочу изобретать бомбу! Поэтому моё отношение к “enlightenment” спорное.
Изобретатели: фирма«Edding» Изобретение: фломастерВремя изобретения: ранее 1960 г. Наша разработка – фломастер, инструмент для письма. Краска стекает из резервуара к наконечнику из пористого материала, например нейлона или войлока. Мы упростили жизнь человека своим изобретением, но отнести наши изобретение к просвещению… Да жизнь стала немного комфортней, и информацию о том, как делать фломастер, мы передаем из поколения в поколение. Но все же фломастер трудно отнести к «enlightenment».
Изобретатели: М. Кнолль и Э. РускаИзобретение: электронный микроскопВремя изобретения:1932 Э. Руска: В 1932 г. мы с М. Кноллем построили прототип электронного микроскопа, а в 1986 г. меня наградили за этот прототип Нобелевской премией. Наше изобретение безусловно относится к «enlightenment», ведь теперь биологи имеют значительно лучшую аппаратуру в виде нашего микроскопа, который увеличивает в 106 раз. Благодаря новым биологическим открытиям, появится новая незаменимая информация о мире вокруг нас, которую надо передать из поколения в поколение.
Изобретатели: Ласло и Георг БироИзобретение: шариковая ручкаВремя изобретения: конец 1930-х Ласло Биро: В принципе, противников нашего изобретения не много, ведь мы сделали всемирное просвещение людей более дешевым и удобным. Теперь при письме не будет клякс! Георг Биро: Но при этом люди считают, что наше изобретение привело к поголовному ухудшению почерка.
Изобретатель: Эдвин ЛэндИзобретение: ПоляроидВремя изобретения:1947 Мое изобретение перевернуло мир. Представьте, сразу после того, как сделан снимок, он появляется на свет. Конечно я буду дорабатывать изобретение, но согласитесь, что моя фотокамера «Поляроид» оставит след в истории науки и техники. Что касается просвещения, то моё изобретение будет широко ему способствовать. Студенты, используя мою фотокамеру смогут запечатлевать какие-то свои исследования для докладов. И фотографировать флору и фауну стало гораздо легче. Что касается минусов, то на момент изобретения их нет.
А будущее в наших руках!