Заключительный урок по ОРКСЭ в 4 классе Автор презентацииКарпова Т.С. и учащиеся 4 класса
Тема «Что делает человека человеком?»
Виды деятельности Беседа устный рассказ на тему с применением слайдов подготовка вопросов по содержанию текста самостоятельная творческая работа рефлексия.
«Я ещё не стала лучше» Почему с этого клипа Светланы Копыловой начинаем урок?
ИнтервьюИРОВАНИЕ Отвечаем на вопросы Что такое этика?Как возникла мораль и каковы её особенности?Что такое добро и зло? Какого человека можно назвать добродетельным?Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель?Что такое свобода человека?Что такое моральный выбор?Что такое дружба?Что значит быть моральным?
Знаете ли вы, что… ЭТИКА – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. МОРАЛЬ – это совокупность требований , норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла. Представления о добре и зле менялись в ходе исторического развития. Основателем науки ЭТИКИ является древнегреческий философ АРИСТОТЕЛЬ. ФИЛОСОФИЯ – слово образовалось от древнегреческих сов ФИЛО + СОФИЯ, что переводится как ЛЮБОВЬ И МУДРОСТЬ. Аристотель – основатель таких отраслей знаний, как физика, биология, психология и др.
Притча о Добре и Зле Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...- Что могло сказать Добро? - Кто из героев понравился и почему?
Добро и зло «Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.- Как бы вы поступили на месте героев?
Моральный выбор О чём клип Светланы Копыловой «Окно»?Окно- авт. и исп. С.Копылова.flv
Эгоизм и Альтруизм ТрусостьБезразличиеБездуховностьРавнодушиеЗавистьЗлобностьТерпеливостьЩедрость душиСкромностьЗаботливость
Нравственные качества Какими положительными нравственными качествами должен, по-вашему, обладать человек?Милосердие достоинство честь уважение человеколюбие доброжелательность сострадание совестьальтруизм дружелюбие терпеливостьщедростьскромностьзаботливость
Ситуация «Дружок» Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание,- возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
О человеке и его делах С. Баруздин- Скажи, человек, как твои дела?- Дела ничего у меня. Я спал неплохо, да ночь мала,и я прихватил полдня.- Скажи, человек, что же успел сегодня ты совершить?- Да много успел: хорошо поел и чаю успел попить.- Скажи, человек, ну, а как потом, было ли что-нибудь?- А что потом? Поиграл с котом и вновь прилеготдохнуть.- Скажи, человек, а когда поспал, вышел ли ты за порог?- Конечно, вышел, да очень устал, вернулся, не чуя ног.- Скажи, человек, а что за окном увидеть тебе довелось?- Да что там увидишь, когда темно и лютый стоит мороз.- Скажи, человек, а кроме кота, есть друзья у тебя?- Да что ты! С друзьями одна маета! …. Больше не спрашивал я.Почему не спрашивал?
В. Осеева «Перышко» У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо наМишино. Миша это заметил и на переменке спросил:-Зачем ты взял мое перышко?- Подумаешь, невидаль - перышко! - закричал Федя. - Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьевзавтра двадцать принесу!- Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! - рассердился Миша.Вокруг Миши и Феди собрались ребята.-Жалко перышка! Для своего же товарища! - кричал Федя. - Эх, ты! Миша стоял красный и пыталсярассказать, как было дело:- Да я не давал тебе... Ты сам взял... Ты обменял...Но Федя не давал ему говорить. Он кричал на весь класс:- Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!- Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! - сказал кто-то из мальчиков.- Конечно, отдай, раз он такой... - поддержали другие.- Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!Миша вспыхнул. На глазах у него показались слезы. Федя поспешносхватил свою ручку, вытащил из нее Мишино перо и бросил его на парту:- На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал. - Почему плакал Миша? Оцените поступок Феди.
Притча (Чему она учит?) Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.— Зачем тебе это? — спросил мастер.— Хочу стать сильным и непобедимым.— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.— Почему?— Потому что тебе не с кем будет сражаться.Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...И тогда Учитель взял его в ученики.
Рефлексия Правила человечности:будем альтруистами ;будем выполнять правила поведения, бороться с эгоизмом;будем воспитывать волю, как душевную силу;будем теплом делиться;будем нести ответственность;будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;будем вытеснять эгоизм в себе;совесть – мера человечности.