ЧЕЛОВЕК Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле
Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт.Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.верно только Аверно только Бверно А и Боба суждения неверны Человек – существо биосоциальное!
Бытие человека Существование человека во всем многообразии его проявлений
Отличия человека от животных Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благОсуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельностьОбладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудияПоведение подчинено инстинктамНе обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
Человеческие / животные потребности
Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Вторичные,приобретенные Первичные,врожденные
К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность: в трудовой деятельностив нормальном теплообменев сохранении здоровьяв физической активности
Человека от животных отличает способность: к обмену информацией с себе подобнымик оказанию поддержки попавшим в опасную ситуациюк усвоению форм поведения другихк совместному изготовлению орудий труда
Элементы деятельности Цель оправдывает средстваН. Макиавелли Благородная цель может быть достигнута только благородными средствамиН.С. Лесков
Мотивы деятельности Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития Интересы – обобщенное выражение потребностей людей Потребности Интересы
Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется: цель деятельностирезультат деятельностимотив деятельностипотребность
Задатки и способности Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.
Уровни развития способностей
Способности – это: врожденные анатомо-физиологические качества человекаиндивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельностьумение сопереживатьумение жить в коллективе
Основные виды деятельности ИграУчениеТрудОбщение имитация действительности приобретение знаний и способов действий достижение практического результата установление и развитиевзаимных отношений
Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
Вид деятельности, характерный не только для людей: материально-производственнаяпознавательнаятворческаяигровая
Индивид – индивидуальность – личность Индивид – каждый отдельный человекИндивидуальность – неповторимость каждого человекаЛичность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Структура психики личности Сверх-Я Я ОНОкультурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания либидо мортидо
Другие элементы психики Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей.Мотивы – осмысленные побудители действий.Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.
способность воспроизводить действительность в идеальных образах Важнейшие качества личности Самоузнавание + образ своего Я + самооценка
В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»?Назовите три структурные элементы психики личности.
десоциализация?ресоциализация? Социализация + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования
Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины:врожденная предрасположенностьнеблагоприятная социальная средаполитические, экономические кризисыконфликт между господствующей культурой и субкультурой
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.верно только Аверно только Бверно А и Боба суждения неверны
Духовный мир личности духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражениизнания о природе, обществе и человекеубеждения и вера в истинность своих убежденийспособность к тем или иным видам деятельностичувства и эмоциицелиценностиМИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем
Типы мировоззрения Обыденное (житейское):опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное:опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое:высшей ценностью ставит права и свободы человека
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: гуманистическое мировоззрениерелигиозное мировоззрениенаучное мировоззрениеобыденное мировоззрение
Смысл жизни Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить Это самый глубокий и главный мотив человеческого существования
Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).Религиозный: самоотверженное служение Богу.Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
Что понимается под смыслом жизни?Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?