Основы православной культурыТема урока: «Человек и Бог в православной культуре»
Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы.(По Л.Н. Толстому)
Проверка домашнего задания Рассказы учащихся:«Культура и религия»
Найдите соответствие между понятием слова и его определением РодинаКультураПравославиеХристианствоРелигияэто правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостейэто мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьямиэто истинное представление о Боге и творенииэто религия, которая проповедует то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир
Продолжите фразу. Культура даёт человеку знание о … - духовных ценностях; - правилах хорошего тона; - материальном состоянии народа.
Культура даёт человеку знание о духовных ценностях.
Религиозным человека можно назвать, если … - соблюдает правила, установленные в его религии; - называет себя верующим; - знает основы религии.
Религиозным человека можно назвать, если соблюдает правила, установленные в его религии;
Что является самым важным показателем религиозного человека? - демонстрирование своего отношения к религии других людей; - положение в церковном мире; - вера.
Самым важным показателем религиозного человека является вера.
Человек и Бог в православной культуре. - Как вы понимаете тему урока?
«Как Бог сотворил первых людей».
Основные понятия ТелоДушаВнутренний мир человека
«Размышление маленького христианина о человеке»К.Д. Ушинский «Я теперь не очень велик и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». К.Д.Ушинский.
Прочитай, подумай, сравни! Какая главная мысль этих размышлений?Что главное в человеке?Какими способностями может обладать душа? Назовите их.Согласны ли вы с К.Д. Ушинским?
Исследовательская работа« Способности человека и животного»
Вывод « У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше»
Работа с текстом Выписать из текста 2 – 3 предложения, в которых говорится о Боге и мире.Объяснить, как поняли эти предложения.Обсуждение результатов работы.
Рассказ- загадка«Чудный домик»К.Д.УшинскийПрочитай рассказ и выполни задание Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью он не засыпает: все тук да тук- и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются. В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдет хозяйка из дома, и все замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда ,откуда пришла,- на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Разгадай и попробуй понять, о чём здесь идёт речь ЗАГАДКА Хозяйка – д _ _ а человекаДомик – т _ _ о человекаЭконом – с _ _ _ _ еЗала – л _ _ _ _ еСтавенки – г _ _ _ а
Итог урока Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили? Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание Подготовь рассказ на тему: «Что значит быть православным человеком?»
Любите Бога!Лесной ручей бежал, журча.Благоухала сныть-трава,Кругом раскинув кружева.И в нежном пении ручьяЗвучали мудрые слова:« Ищите к Господу дорогу,Любите и хвалите Бога!»Весенний ветерок живойШептал, слегка шурша листвой:« Ищите к Господу дорогу,Любите и хвалите Бога!»Небес сияла синева,И золотом лились слова:« Ищите к Господу дорогу,Любите и хвалите Бога!»