Урок-игра «счастливый случай» 4 класс «А» учитель начальных классов Кисилева ИринаВикторовна ГОУ СОШ №541 ЮЗАО г. Москвы
Цели: упражнения в образовании частей речи, их правильном употреблении в устной и письменной речи, тренировка в употреблении синонимов и антонимов русской речи, воспитание любви к родному языку.
Минутка чистописания
Выявляется команда, начинающая игру первой. Но сначала эту букву записывают в тетрадь. Обращается внимание на одинаковый интервал между элементами буквы. Какие изученные правила правописания слов с этой буквой вы знаете? Приведите примеры, эти слова также запишите в тетрадь. (Животное, молодёжь, багаж, дорожки)
Начинаем нашу игру. Первый гейм – разминка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы для первой команды: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как изменяется? Как определить его род? Вопросы для второй команды: Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как изменяется? Как определить его род?
Распределите слова по частям речи в три столбика Ягода, ранний, осина, читает, ученик, аллея, золотому, угощает, парад, ягодных. Летать, вкусная, налить, Москва, ореховых, красного, ехал, мирным, колесо, сладкого.
Угадайте по признакам времена года. Из этих стихотворений выпишите словосочетания существительных с прилагательными. Небо голубое, синие ручьи, В синих лужах плещутся В стайках воробьи. Зелёный лес, синяя река, Белые, пушистые В небе облака.
Запишите предложения, разберите их по членам и частям речи. Засверкали яркие лучи солнца. Зазвенели радостные голоса птиц.
Второй гейм – «Заморочки из бочки»
Вопросы для первой команды. От слова «ночной» образовать группу однородных слов, выделив корни. Закончить пословицу, используя прилагательные-антонимы. «Речь хороша короткая, а верёвка…» Вопросы для второй команды. От слова «морозный» образовать группу однородных слов, выделив корни. Закончить пословицу, используя прилагательные-антонимы. «У кузнеца руки чёрные, да хлеб…»
3. К изображению на картинке подобрать слова-синонимы, определить части речи. «Собака грустная - …» 3. К изображению на картинке подобрать слова-синонимы, определить части речи. «Рыцари сильные - …»
Третий гейм – «Весёлые нотки»
Четверть первая прошла, Рады мы по ушки, и теперь мы Вам споём школьные частушки. Чтобы выучить глагол Надобно терпенье, Ведь такой он балабол, С ним одно мученье. Люблю тебя, грамматика, Ты умная и строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я! Встретил признак я предмета: «Ох, какой!» – сказал я Свете, Красный, синий, голубой Выбирай себе любой! Существительное – школа, Просыпается – глагол, С прилагательным весёлый Школьный день пришёл! Двойкам в наши дневники Не дадим пробраться. Обещает 4 «А» четверть всю стараться.
Четвёртый гейм – «тёмная лошадка»
Команды задают друг другу вопросы о частях речи. 1. Его корень в слове «взять», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба». 2. Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода».
3. Найдите лишнюю пару слов. Скучный – весёлый, робкий – смелый, глубокий – мелкий, широкий – узкий, хорошим – красным, маленький – большой, тёмный – светлый. 4. Определите, какой частью речи выражены одинаковые слова: Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Снежное поле всё поле покрывало.
Пятый гейм – «Гонка за лидером» Назовите как можно больше признаков к словам: шкаф, школа.
Определите род прилагательного: красивое платье, голубое озеро; окончание глагола: сердце забило, море зашумело. Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее? Какой часть речи чаще всего выражено сказуемое? Замените в словосочетаниях существительные с предлогом прилагательными: суп из рыбы дом из кирпича сок из яблок платье из шерсти Подберите, что может быть мягким? Лёгким?
Подведение итогов. Награждение команд.