ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА Сартакова И.А. учитель начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ»
Технология проблемного диалога Постановка проблемы: тема урока; ? для исследования Поиск решения /новое знание/
Технология ПД Проблемно-диалогические методы: Побуждающий Подводящий диалог диалог Постановка проблемы: тема урока; ? для исследования Поиск решения /новое знание/
Технология ПД Поблемно-диалогические методы Побуждающий диалог Постановка проблемы: тема урока; ? для исследования побуждение от ПС осознать противоречие -Что вас удивило? -Что интересного заметили? -Вопрос был один. А сколько мнений! - Почему так получилось? -Вы что предполагали? А что получилось на самом деле? -В чем затруднение? -Почему не смогли выполнить задание? -Какой возникает вопрос (тема урока)? Поиск решения /новое знание/ побуждение к гипотезам и проверке -Какие есть предположения, догадки? -Согласны с предположением? Почему? -Как проверить гипотезу? Что нужно сделать? -Что дала проверка? -Сформулируйте общий вывод. -Попробуйте составить опорный сигнал
Технология ПД Поблемно-диалогические методы Подводящий диалог Постановка проблемы тема урока; ? для исследования подведение к теме -Проверьте (сравните, распределите)… . -Что общего? -В чем различие? -Сформулируйте тему урока. -В чем испытываете трудность? -Какая УЗ стоит перед вами? Поиск решения /новое знание/ подведение к знанию -Что нужно знать для решения проблемы? -Какую закономерность заметили? -Сформулируйте правило… -Составьте схему к этому правилу.
Технология ПД Проблемно-диалогические методы: Побуждающий Подводящий диалог диалог Постановка проблемы побуждение от ПС подведение к теме Поиск решения побуждение к гипотезам и проверке подведение к знанию
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания ПС Пример создания ПС на уроке С «удивлением» 1. Между 2 (более) положениями -столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. 2. Между житейским представлением учащихся и научным фактом -обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт посредством сообщения, наглядности. Русский язык Тема: Способы образования имен сущ-ых» Практическое задание: -Выделите в слове «самолёт» корень. / самолет, самолет, самолет / Окружающий мир Тема: Грибы Вопрос: -К какому царству живой природы относятся грибы? Представления учащихся: «царство растений» Научный факт: - «царство грибов»
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания ПС Пример создания ПС на уроке С «затруднением» Между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя -дать практическое задание, не выполнимое вообще; -дать практическое задание, не сходное с предыдущим Математика Тема: Умножение (осознание смысла) Практическое задание: -Запишите решение следующей задачи: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 5 рубашек? Решение: 9+9+9+9+9. -Сколько пуговиц надо пришить на 950 рубашек? Решение: не выполнимое! Тема: Умножение 2-го числа на 1-ое. Практическое задание: -Вычислите значения данных выражений: 8*6, 9*7, 3*6, 15*4
Русский язык 3 класс (1 вариант) Тема: Правописание «ь» после шипящих на конце имен существительных. Постановка проблемы Поиск решения Учитель: -Послушайте слова, которые я произнесу: мяч, дочь, мышь, плащ, печь, камыш. -Слова какой части речи я произнесла? -Что общего при произношении данных имен сущ-ых? -Запишите под диктовку данные слова. Учитель: -Что интересного заметили? Ученики: -Записали слова по - разному Учитель: -Почему у вас получились разные варианты записи? Ученики: -Не знаем условия выбора мягкого знака после шипящих на конце существительных. Учитель: -Какую УЗ должны решить? Ученики:-Узнать, от чего зависит выбор «ь» после шипящих имен сущ-ых. Учитель: -Какие будут гипотезы о правописании «ь» …? Учитель: -Как проверить наши гипотезы? Ученики: -По учебнику. Учитель: -Что дала проверка (3 гипотеза – «+»). Учитель: -От чего зависит выбор «ь» после шипящих на конце имен сущ-ых? Учитель: -Кто готов проговорить правило…? -Попробуйте составить опорный сигнал. -Так как же мы решили проблему? (рефлексия)
Русский язык 3 класс (2 вариант) Тема: Правописание «ь» после шипящих на конце имен существительных. Постановка проблемы Поиск решения Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске: мяч, дочь, мышь, плащ, плач камыш. -Определите часть речи данных слов. -Что общего при произношении данных имен существительных? -В чем различие при их написании? -Какой возникает вопрос? Учитель: -Разделите имена существительные на 2 группы. -Какую закономерность заметили? -Кто готов сформулировать вывод ? -Как проверить наши выводы? -Что дала проверка? -Какую схему вы бы составили к этому правилу?
Технология ПД Проблемно-диалогические методы: Побуждающий Подводящий диалог диалог Постановка проблемы побуждение от ПС подведение к теме Поиск решения побуждение к гипотезам и проверке подведение к знанию
Технология ПД формы обучения групповая парная фронтальная
Технология ПД средства обучения учебник ТСО опорные сигналы
Технология ПД деятельностная результативная здоровьесберегающая общепедагогическая
Проблемный диалог - ВАШ КЛЮЧ к УСПЕХУ и ТВОРЧЕСТВУ!
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с. В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. http://pdo-mel.ru