«Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников» Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям: по области научных знаний или учебной дисциплине; по направленности на поиск недостающего нового; по уровню проблемности; по типу и характеру содержательной стороны противоречий Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно учащегося поставить перед необходимостью выполнения такого задания, где особое место будет занимать неизвестное.
Классификация проблемных ситуаций: усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия); усваиваемое неизвестное составляет способ действия; неизвестным являются новые условия действий. В начальной школе чаще всего используются проблемные ситуации теоретические при усвоении новых знаний и практические, если неизвестным является способ выполнения действия.
учитель сам ставит и решает проблему; учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения; учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя; учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
Учителю важно стремиться не исправить ошибки ученика, иначе у него появится робость, страх ошибиться, сковывает инициативу. Проблемная ситуация может возникнуть тогда, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: Возникновение проблемной ситуации. Осознание сущности затруднения и постановки проблемы. Нахождение способа решения Обоснование и доказательство гипотезы Проверка правильности решения проблем Правильная логика объяснения нового материала способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путём.
Учитель должен помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность … Учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития мышления.
Чтобы с помощью проблемных ситуаций активизировать мыслительную деятельность учащихся, надо знать типы проблемных ситуаций, пути и способы их создания. Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и интеллектуальные возможности человека
Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.