Ораниенбаум – это первоначальное имя города, которое было закреплено за ним до 1948 года. В 1948 году он получил новое имя, которое носит по сей день – Ломоносов. Название «Ораниенбаум» – переводится с немецкого языка как «апельсиновое дерево». Некоторые исследователи связывают это название дворцовыми оранжереями Ораниенбаума, в которых выращивались различные экзотические растения, в том числе и апельсиновые деревья. По другой версии, Меньшиков дал своей резиденции название в честь английского короля Вильгельма III Оранского (1650-1702), которого очень уважал Петр I. Ораниенбаум – это первоначальное имя города, которое было закреплено за ним до 1948 года. В 1948 году он получил новое имя, которое носит по сей день – Ломоносов. Название «Ораниенбаум» – переводится с немецкого языка как «апельсиновое дерево». Некоторые исследователи связывают это название дворцовыми оранжереями Ораниенбаума, в которых выращивались различные экзотические растения, в том числе и апельсиновые деревья. По другой версии, Меньшиков дал своей резиденции название в честь английского короля Вильгельма III Оранского (1650-1702), которого очень уважал Петр I.
Загородный участок, на котором теперь расположен Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику князю А. Д. Меньшикову. Меньшиков руководил строительством Кронштадской крепости на острове Котлин. Поэтому для своей новой резиденции он выбрал место напротив южной оконечности этого острова. В 1727 году имущество впавшего в опалу Меньшикова и весь Ораниенбаум были переданы в государственную казну. Загородный участок, на котором теперь расположен Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику князю А. Д. Меньшикову. Меньшиков руководил строительством Кронштадской крепости на острове Котлин. Поэтому для своей новой резиденции он выбрал место напротив южной оконечности этого острова. В 1727 году имущество впавшего в опалу Меньшикова и весь Ораниенбаум были переданы в государственную казну.
В 1743 г. Императрица Елизавета Петровна подарила резиденцию своему племяннику Петру Федоровичу – будущему императору Петру III. Большой дворец был восстановлен. К юго-востоку от него появился дворец Петра III, а на правом берегу реки Карости – крепость Петерштадт для военных учений. В долине реки был создан парк – ныне он называется Петровский. В 1743 г. Императрица Елизавета Петровна подарила резиденцию своему племяннику Петру Федоровичу – будущему императору Петру III. Большой дворец был восстановлен. К юго-востоку от него появился дворец Петра III, а на правом берегу реки Карости – крепость Петерштадт для военных учений. В долине реки был создан парк – ныне он называется Петровский.
Екатерина II не слишком любила Ораниенбаум и не часто здесь бывала. Однако еще при жизни Елизаветы и Петра Федоровича Антонио Ринальди начал строить здесь «Домик маленький, собственный ее императорского величества», и в 1768 году этот домик, называемый также Голландским, был достроен. В годы царствования Екатерины II к юго-западу от Большого дворца для нее была построена Собственная дача (1762). В ансамбль Собственной дачи вошли Китайский дворец, Катальная горка, Кавалерский корпус, Фрейлинский домик и пристань у пруда рядом с дворцом. Екатерина II не слишком любила Ораниенбаум и не часто здесь бывала. Однако еще при жизни Елизаветы и Петра Федоровича Антонио Ринальди начал строить здесь «Домик маленький, собственный ее императорского величества», и в 1768 году этот домик, называемый также Голландским, был достроен. В годы царствования Екатерины II к юго-западу от Большого дворца для нее была построена Собственная дача (1762). В ансамбль Собственной дачи вошли Китайский дворец, Катальная горка, Кавалерский корпус, Фрейлинский домик и пристань у пруда рядом с дворцом.
До 1917 г. Ораниенбаум был загородной резиденцией царской семьи и знати. Затем он превратился в музей. В Великую Отечественную войну на подступах к Ломоносову велись ожесточенные бои. Город не был захвачен, и его дворцово-парковый ансамбль сохранился в первозданном виде. До 1917 г. Ораниенбаум был загородной резиденцией царской семьи и знати. Затем он превратился в музей. В Великую Отечественную войну на подступах к Ломоносову велись ожесточенные бои. Город не был захвачен, и его дворцово-парковый ансамбль сохранился в первозданном виде.
Началом Петерштадтского ансамбля можно считать маленькую крепость в виде двенадцатиконечной звезды, «о пяти бастионах, вооруженных 12-ю чугунными пушками», которая была построена на правом берегу речки Карость, при впадении ее в Нижний пруд, в рамках созданного на этом месте в 1756-1762 годах небольшого военного городка. Началом Петерштадтского ансамбля можно считать маленькую крепость в виде двенадцатиконечной звезды, «о пяти бастионах, вооруженных 12-ю чугунными пушками», которая была построена на правом берегу речки Карость, при впадении ее в Нижний пруд, в рамках созданного на этом месте в 1756-1762 годах небольшого военного городка.
Крепость получила название Петерштадт, она была окружена земляными валами с брустверами, обведена рвами, наполненными водой, и снабжена подъемными мостами. Крепость получила название Петерштадт, она была окружена земляными валами с брустверами, обведена рвами, наполненными водой, и снабжена подъемными мостами.
Внутри крепости находились небольшие строения – арсенал и пороховой погреб, дома коменданта, генералов и офицеров, казармы для солдат и гауптвахта. Центр крепости занимал пятиугольный плац, его окружали одноэтажные строения, между которыми возвышались каменные Почетные ворота. Внутри крепости находились небольшие строения – арсенал и пороховой погреб, дома коменданта, генералов и офицеров, казармы для солдат и гауптвахта. Центр крепости занимал пятиугольный плац, его окружали одноэтажные строения, между которыми возвышались каменные Почетные ворота.
Почетные ворота вели на крепостной плац. Их композиционны строй предельно четок. Ощущение массивности арки-проезда усиливают широкие пилястры тосканского ордена, оформляющие пилоны арки, замковый камень, венчающий ее «напряженную кривую». Этому ощущению способствуют и простые по рисунку лопатки, введенные в композицию торцовых сторон. Почетные ворота вели на крепостной плац. Их композиционны строй предельно четок. Ощущение массивности арки-проезда усиливают широкие пилястры тосканского ордена, оформляющие пилоны арки, замковый камень, венчающий ее «напряженную кривую». Этому ощущению способствуют и простые по рисунку лопатки, введенные в композицию торцовых сторон. Надвратная башня состоит из застекленной восьмиугольной башенки-фонарика, «с которого караул должен был наблюдать приближение мнимого неприятеля», и купола со шпилем.
С возвышенности, на которой расположены Почетные ворота, открывается замечательный вид на Нижний пруд и подымающийся за ним в развороте Японский павильон Большого дворца. С возвышенности, на которой расположены Почетные ворота, открывается замечательный вид на Нижний пруд и подымающийся за ним в развороте Японский павильон Большого дворца. Изящные, удивительно пропорциональные, своеобразные по композиции Почетные ворота – уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.
Кроме крепости в Петерштадский ансамбль входил дворец Петра III с парком. Дворец Петра III строился в течение двух лет, с 1758 по 1760 год, работы по декоративному убранству дворца затянулись до 1762 года. С момента завершения строительства дворец кардинально не перестраивался, менялось лишь его внутреннее убранство. Кроме крепости в Петерштадский ансамбль входил дворец Петра III с парком. Дворец Петра III строился в течение двух лет, с 1758 по 1760 год, работы по декоративному убранству дворца затянулись до 1762 года. С момента завершения строительства дворец кардинально не перестраивался, менялось лишь его внутреннее убранство.
В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания – плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается одновременно с трех сторон. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания – плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается одновременно с трех сторон.
Строительство Дворца Петра III велось с 1758 по 1760 год. Здесь были заняты В. Петров, Д. Головка, В. Зотиков и постоянный помощник Ринальди «каменных дел мастер» М. Кьеза. Работы по декоративному убранству дворца продолжались с 1760 по 1762 год. Строительство Дворца Петра III велось с 1758 по 1760 год. Здесь были заняты В. Петров, Д. Головка, В. Зотиков и постоянный помощник Ринальди «каменных дел мастер» М. Кьеза. Работы по декоративному убранству дворца продолжались с 1760 по 1762 год. Переделки и ремонты коснулись в основном внутреннего убранства дворца. Внешний же облик его остался первоначальным.
Помещения дворца Петра III небольшие. Картины, лаки, ткани, резьба по дереву делали их необычайно насыщенными и по цвету и по плотности декоративной отделки. Льющийся через большие окна двери свет делает эту отделку еще красочнее, а при открытых окнах, когда в интерьер входят решетки изысканного рисунка и открывается восхитительные виды на парк. Помещения дворца Петра III небольшие. Картины, лаки, ткани, резьба по дереву делали их необычайно насыщенными и по цвету и по плотности декоративной отделки. Льющийся через большие окна двери свет делает эту отделку еще красочнее, а при открытых окнах, когда в интерьер входят решетки изысканного рисунка и открывается восхитительные виды на парк.
Особое очарование Верхнему парку придают мосты, органично вписавшиеся в его ландшафт. Особое очарование Верхнему парку придают мосты, органично вписавшиеся в его ландшафт.
Скульптуры Верхнего парка сосредоточена вблизи дворцов Петра III и Китайского. Около тридцати статуй, бюстов, ваз составляют скульптурное убранство Верхнего парка. В значительной своей части это копии XVIII-XIX веков с античных оригиналов. Дополняют это убранство двадцать мраморных скамей и кресел XIX века. Скульптуры Верхнего парка сосредоточена вблизи дворцов Петра III и Китайского. Около тридцати статуй, бюстов, ваз составляют скульптурное убранство Верхнего парка. В значительной своей части это копии XVIII-XIX веков с античных оригиналов. Дополняют это убранство двадцать мраморных скамей и кресел XIX века.
Концертный зал в Верхнем парке, известный в документах под названием «Каменное зало», был возведен в 1749-1751 годах по проекту архитектора Растрелли. Он представляет собой увенчанное балюстрадой каменное двухэтажное здание с высокой крышей. Перед залом раскинулся похожий на букву «П» пруд, через который перекинуто два каменных моста с гранитными тумбами и железными перилами. Концертный зал в Верхнем парке, известный в документах под названием «Каменное зало», был возведен в 1749-1751 годах по проекту архитектора Растрелли. Он представляет собой увенчанное балюстрадой каменное двухэтажное здание с высокой крышей. Перед залом раскинулся похожий на букву «П» пруд, через который перекинуто два каменных моста с гранитными тумбами и железными перилами.
Еще одно архитектурное украшение Верхнего парка – Китайская кухня. История создания Китайской кухни восходит к 1760-1770-м годам, когда Антонио Ринальди возводил ансамбль Собственной дачи. По обеим сторонам пруда, расположенного перед южным фасадом Китайского дворца, он предполагал построить каменные павильоны: Фрейлинский – с восточной стороны, и Кофейный – с западной. Однако сооружен был только Фрейлинский павильон, который представлял собой одноэтажное здание, построенное в стиле барокко. Еще одно архитектурное украшение Верхнего парка – Китайская кухня. История создания Китайской кухни восходит к 1760-1770-м годам, когда Антонио Ринальди возводил ансамбль Собственной дачи. По обеим сторонам пруда, расположенного перед южным фасадом Китайского дворца, он предполагал построить каменные павильоны: Фрейлинский – с восточной стороны, и Кофейный – с западной. Однако сооружен был только Фрейлинский павильон, который представлял собой одноэтажное здание, построенное в стиле барокко.
В 1852-1853 годах Фрейлинский павильон был перестроен архитектором Л. Л. Бронштедтом, и с этого времени получил новое название – Китайская кухня. С конца XVIII века здание павильона постоянно меняло свое назначение, оно использовалось как кухня, госпиталь, конюшенный корпус, придворный и кавалерский корпус. Оно постоянно перестраивалось в соответствии со своими новыми функциями, менялся не только его внешний облик, но и интерьеры. В настоящее время в здании Китайской кухни расположен ресторан.
Петровский парк не отличается большими размерами, но при этом является одним из лучших образцов пейзажных парков в России. Создан он был в 30-х годах XIX века мастером Джозефом Бушем. Особую живописность парку в районе Петерштадта придают водопады и мосты, переброшенные через речку Карость. Петровский парк не отличается большими размерами, но при этом является одним из лучших образцов пейзажных парков в России. Создан он был в 30-х годах XIX века мастером Джозефом Бушем. Особую живописность парку в районе Петерштадта придают водопады и мосты, переброшенные через речку Карость.
Композиционной основой Петровского парка являются Нижний и Верхний пруды, а также вьющаяся в ложбине мелководная речка Карость. На ней еще в XVIII веке с помощью запруд были сооружены два огромных водоема, которые впоследствии и были названы Нижним и Верхним прудами. Для устройства каскадов были сооружены сложные по тому времени деревянные шлюзы. Композиционной основой Петровского парка являются Нижний и Верхний пруды, а также вьющаяся в ложбине мелководная речка Карость. На ней еще в XVIII веке с помощью запруд были сооружены два огромных водоема, которые впоследствии и были названы Нижним и Верхним прудами. Для устройства каскадов были сооружены сложные по тому времени деревянные шлюзы.
Кавалерский корпус в плане представляет собою прямоугольник с тремя вытянутыми флигелями, образующими букву «Ш». Кавалерский корпус в плане представляет собою прямоугольник с тремя вытянутыми флигелями, образующими букву «Ш». Флигеля выходят на служебный двор, а главный фасад основного корпуса обращен к Сойкинской дороге. Он двухэтажный.
Архитектурному облику Корпуса присущи простые четкие формы, легкая раскреповка стен, прямоугольные оконные проемы. Архитектурному облику Корпуса присущи простые четкие формы, легкая раскреповка стен, прямоугольные оконные проемы.
Двухэтажным здание стало еще в 1807 году. Тогда же заново решились и его интерьеры. Несколько позднее был возведен флигель, по центральной оси здания. В 1843-1845 годах была осуществлена капитальная реконструкция дворцового фасада. Двухэтажным здание стало еще в 1807 году. Тогда же заново решились и его интерьеры. Несколько позднее был возведен флигель, по центральной оси здания. В 1843-1845 годах была осуществлена капитальная реконструкция дворцового фасада.
Пергола (итал. Pergola, лат. Pergola – пристройка, навес) – беседка, обвитая зеленью и образующая коридоры вдоль западного берега пруда, расположенного перед Китайским дворцом, состоит из пятидесяти четырех пилонов высотою 2 м 55см. Пилоны сложены из пудостского камня и перекрыты деревянной брусчатой решеткой для вьющихся растений. Небольшая каменная лестница ведет от беседки к пруду. Пергола (итал. Pergola, лат. Pergola – пристройка, навес) – беседка, обвитая зеленью и образующая коридоры вдоль западного берега пруда, расположенного перед Китайским дворцом, состоит из пятидесяти четырех пилонов высотою 2 м 55см. Пилоны сложены из пудостского камня и перекрыты деревянной брусчатой решеткой для вьющихся растений. Небольшая каменная лестница ведет от беседки к пруду.
Пергола была построена в 70-х годах XIX века с учетом художественного облика пруда, новых посадок деревьев в этой части парка. Пергола была сильно разрушена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пергола была построена в 70-х годах XIX века с учетом художественного облика пруда, новых посадок деревьев в этой части парка. Пергола была сильно разрушена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1859-1909) – ближайший родственник семьи Романовых, последний владелец Ораниенбаумских дворцов и земель до революции 1917 года. Герцог великолепно владел виолончелью и фортепиано, был страстным коллекционером. В поездках за границей Мекленбург-Стрелицкий приобретал не издававшиеся в России музыкальные произведения и редкие музыкальные инструменты. В 1896 основал струнный квартет камерной музыки, получивший название «Квартет Мекленбургского». Оставаясь немецким подданным, герцог находился на русской военной службе, проживал большую часть времени в России. Герцоги Мекленбург-Стрелицкие были учредителями, покровителями и попечителями многих учреждений и организаций в Петербурге и в Ораниенбауме. Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1859-1909) – ближайший родственник семьи Романовых, последний владелец Ораниенбаумских дворцов и земель до революции 1917 года. Герцог великолепно владел виолончелью и фортепиано, был страстным коллекционером. В поездках за границей Мекленбург-Стрелицкий приобретал не издававшиеся в России музыкальные произведения и редкие музыкальные инструменты. В 1896 основал струнный квартет камерной музыки, получивший название «Квартет Мекленбургского». Оставаясь немецким подданным, герцог находился на русской военной службе, проживал большую часть времени в России. Герцоги Мекленбург-Стрелицкие были учредителями, покровителями и попечителями многих учреждений и организаций в Петербурге и в Ораниенбауме.
5 декабря 1909 года, в год своего пятидесятилетия герцог неожиданно скончался. В лютеранской церкви Ораниенбаума состоялось отпевание. Местом упокоения герцога стал любимый дворцовый парк. Над его могилой был установлен строгий черный мраморный крест. На плите высечена надпись:«Здесь лежит глубоко почитаемый муж и отец и замечательный гражданин Ораниенбаума». В 1913 году рядом с ним была похоронена его дочь Наталья. После революции могила была разорена, плита с надписью исчезла. В настоящее время на месте утраченного надгробия дирекцией музея-заповедника водружен большой валун. 5 декабря 1909 года, в год своего пятидесятилетия герцог неожиданно скончался. В лютеранской церкви Ораниенбаума состоялось отпевание. Местом упокоения герцога стал любимый дворцовый парк. Над его могилой был установлен строгий черный мраморный крест. На плите высечена надпись:«Здесь лежит глубоко почитаемый муж и отец и замечательный гражданин Ораниенбаума». В 1913 году рядом с ним была похоронена его дочь Наталья. После революции могила была разорена, плита с надписью исчезла. В настоящее время на месте утраченного надгробия дирекцией музея-заповедника водружен большой валун.
В 1865 году по инициативе протоиерея Г. М. Любимова была заложена деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Храм строился по проекту архитектора Г. А. Прейса на пожертвования частных лиц. Церковь строилась в память о владельце Ораниенбаума великом князе Михаиле Павловиче. В 1905 году к собору было решено пристроить каменную трехъярусную каменную колокольню, строительство которой, по проекту архитектора Н. А. Фролова, было закончено в 1907 году. Однако колокольня сильно диссонировала с деревянным храмом, в связи с чем было принято решение возводить новый каменный собор. В 1865 году по инициативе протоиерея Г. М. Любимова была заложена деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Храм строился по проекту архитектора Г. А. Прейса на пожертвования частных лиц. Церковь строилась в память о владельце Ораниенбаума великом князе Михаиле Павловиче. В 1905 году к собору было решено пристроить каменную трехъярусную каменную колокольню, строительство которой, по проекту архитектора Н. А. Фролова, было закончено в 1907 году. Однако колокольня сильно диссонировала с деревянным храмом, в связи с чем было принято решение возводить новый каменный собор.
19 октября (1 ноября) 1909 года церковно-приходское попечительство направило просьбу разрешить сбор пожертвований на каменный храм. Проект храма, составленный архитектором Петергофского дворцового управления А. К. Миняевым, был одобрен 7 (20) мая 1911 года Академией художеств. Закладка храма состоялась 21 августа (3 сентября) 1911 года. Строительство было приурочено к 300-летию Дома Романовых. 30 января (12 февраля) 1914 года собор был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Богоявленским). 19 октября (1 ноября) 1909 года церковно-приходское попечительство направило просьбу разрешить сбор пожертвований на каменный храм. Проект храма, составленный архитектором Петергофского дворцового управления А. К. Миняевым, был одобрен 7 (20) мая 1911 года Академией художеств. Закладка храма состоялась 21 августа (3 сентября) 1911 года. Строительство было приурочено к 300-летию Дома Романовых. 30 января (12 февраля) 1914 года собор был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Богоявленским).
Собор построен в неорусском стиле. Каменное здание храма увенчано большим куполом, его стены, прорезаны узкими окнами. Высота собора составляет 36,5 метров, длина — около 37 метров. В храме два боковых придела: святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Собор построен в неорусском стиле. Каменное здание храма увенчано большим куполом, его стены, прорезаны узкими окнами. Высота собора составляет 36,5 метров, длина — около 37 метров. В храме два боковых придела: святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
С 1908 года и вплоть до своего ареста 28 сентября 1930 года настоятелем собора являлся протоиерей (будущий священномученик) Иоанн Разумихин, расстрелянный в апреле 1931 года. С 1908 года и вплоть до своего ареста 28 сентября 1930 года настоятелем собора являлся протоиерей (будущий священномученик) Иоанн Разумихин, расстрелянный в апреле 1931 года. В 1932 году храм был закрыт, местонахождение его внутреннего убранства неизвестно. В здании находился склад. В 1988 вновь передан Русской православной церкви. В октябре этого же года в соборе был отслужен первый молебен по случаю восстановительных работ. Храм был отреставрирован и вновь открыт в 1992 году.
Деревянная кладбищенская церковь, освящённая во имя Пресвятой Троицы была построена в 1757 году и находилась в глубине кладбища. Церковь была маловместительна и со временем обветшала и потому в Троицкой слободе у входа на кладбище в 1903 - 1904 годах по проекту архитектора И.П. Горленского была построена новая каменная церковь. Здание храма построено в стиле базилики, что достаточно редко встречается в православной архитектуре. Храм был трёхпридельный. Главный престол был освящён во имя Пресвятой Троицы, боковые пределы - во имя равноапостольного князя Владимира и во имя святого благоверного князя Александра Невского Деревянная кладбищенская церковь, освящённая во имя Пресвятой Троицы была построена в 1757 году и находилась в глубине кладбища. Церковь была маловместительна и со временем обветшала и потому в Троицкой слободе у входа на кладбище в 1903 - 1904 годах по проекту архитектора И.П. Горленского была построена новая каменная церковь. Здание храма построено в стиле базилики, что достаточно редко встречается в православной архитектуре. Храм был трёхпридельный. Главный престол был освящён во имя Пресвятой Троицы, боковые пределы - во имя равноапостольного князя Владимира и во имя святого благоверного князя Александра Невского
Церковь была закрыта в 1939 году. В советское время храм был частично перестроен, затем частично разрушен. Практически без кровли и без окон здание церкви возвращено православным 8 ноября 1994 года. Сейчас Троицкая церковь приписана к Архангельскому собору, однако достаточных средств для её восстановления не имеется. Церковь Пресвятой Троицы и богадельня при ней являются объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Церковь была закрыта в 1939 году. В советское время храм был частично перестроен, затем частично разрушен. Практически без кровли и без окон здание церкви возвращено православным 8 ноября 1994 года. Сейчас Троицкая церковь приписана к Архангельскому собору, однако достаточных средств для её восстановления не имеется. Церковь Пресвятой Троицы и богадельня при ней являются объектом исторического и культурного наследия федерального значения.
ОСШ— военно-учебное заведение русской императорской армии, предназначенное для повышения квалификации пехотных офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей. Школа размещалась в Ораниенбауме, в здании бывшего сухопутного госпиталя на Елизаветинской улице. В неё принимали капитанов пехоты не старше 45 лет, имевших ценз командования ротой не менее 2 лет и готовившихся к занятию штаб-офицерских должностей (командиров батальонов). ОСШ— военно-учебное заведение русской императорской армии, предназначенное для повышения квалификации пехотных офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей. Школа размещалась в Ораниенбауме, в здании бывшего сухопутного госпиталя на Елизаветинской улице. В неё принимали капитанов пехоты не старше 45 лет, имевших ценз командования ротой не менее 2 лет и готовившихся к занятию штаб-офицерских должностей (командиров батальонов).
Школа имела свою оружейную мастерскую, баллистический кабинет, музей оружия, фехтовально-гимнастический зал, тир для стрельбы на большую дальность и образцовый ружейный полигон. При Офицерской стрелковой школе существовал пулемётный отдел, который во время Первой мировой войны выполнял функцию армейского пулемётного центра и выпустил сотни пулемётных команд Кольта. 5 июля 1917 года Временное правительство постановило расформировать воинские части, принявшие участие в июльских демонстрациях в Петрограде. 21 ноября 1918 года на базе Офицерской стрелковой школы была создана Высшая стрелковая школа командного состава РККА Школа имела свою оружейную мастерскую, баллистический кабинет, музей оружия, фехтовально-гимнастический зал, тир для стрельбы на большую дальность и образцовый ружейный полигон. При Офицерской стрелковой школе существовал пулемётный отдел, который во время Первой мировой войны выполнял функцию армейского пулемётного центра и выпустил сотни пулемётных команд Кольта. 5 июля 1917 года Временное правительство постановило расформировать воинские части, принявшие участие в июльских демонстрациях в Петрограде. 21 ноября 1918 года на базе Офицерской стрелковой школы была создана Высшая стрелковая школа командного состава РККА
В оружейной мастерской и на оружейном полигоне при Офицерской стрелковой школе создавались и испытывались образцы стрелкового оружия. В 1859 году в Офицерской Стрелковой Школе были испытаны револьверы систем Лефоше, Кольта, Адамса, Флобера, Лепажа, Гулье-Бланшара и Пидо-Кордье. В 1891 году проведены испытания винтовки системы С. И. Мосина. Накануне Первой мировой войны были испытаны бронированные ранцы системы Франковского, выявившие их неудобство и ненадежность. В оружейной мастерской и на оружейном полигоне при Офицерской стрелковой школе создавались и испытывались образцы стрелкового оружия. В 1859 году в Офицерской Стрелковой Школе были испытаны револьверы систем Лефоше, Кольта, Адамса, Флобера, Лепажа, Гулье-Бланшара и Пидо-Кордье. В 1891 году проведены испытания винтовки системы С. И. Мосина. Накануне Первой мировой войны были испытаны бронированные ранцы системы Франковского, выявившие их неудобство и ненадежность. В начале Первой мировой войны проходили испытания автоматы и автоматические винтовки системы Федорова, после чего специально подготовленная рота 189-го Измаильского полка в декабре 1916 года была вооружена ими и отправлена на фронт. В оружейных мастерских при школе служили и работали выдающиеся российские и советские оружейники Ф. В. Токарев и В. А. Дегтярёв. В разное время школу посещали иностранные оружейники: Браунинг, Мадсен и Шварцлозе.
Святой Спиридон – святитель, чудотворец, епископ Тримифунтский, был святым покровителем лейб-гвардии Волынского полка, квартировавшегося в Ораниенбауме. Первый храм, посвященный святому Спиридону Тримифунтскому, был заложен в Ораниенбауме в 1838 году по инициативе великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. Из средств казны был построен деревянный храм по проекту архитектора А.П. Мельникова. В нем и разместилась походная церковь Св. Спиридона Волынского полка. Святой Спиридон – святитель, чудотворец, епископ Тримифунтский, был святым покровителем лейб-гвардии Волынского полка, квартировавшегося в Ораниенбауме. Первый храм, посвященный святому Спиридону Тримифунтскому, был заложен в Ораниенбауме в 1838 году по инициативе великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. Из средств казны был построен деревянный храм по проекту архитектора А.П. Мельникова. В нем и разместилась походная церковь Св. Спиридона Волынского полка.
В 1895 году в связи с обветшанием и недостаточной вместительностью храма, было принято решение о постройке нового здания. Первый храм был полностью разобран, а на его месте по проекту военного инженера В.И. Щеголова был возведен новый одноименный храм. К тому времени церковь относилась к Офицерской стрелковой школе, созданной в 1883 году. При храме был построен дом для священника. В 1895 году в связи с обветшанием и недостаточной вместительностью храма, было принято решение о постройке нового здания. Первый храм был полностью разобран, а на его месте по проекту военного инженера В.И. Щеголова был возведен новый одноименный храм. К тому времени церковь относилась к Офицерской стрелковой школе, созданной в 1883 году. При храме был построен дом для священника.
Внутри потолок и стены храма были оформлены резьбой и окрашены масляной бледно-розовой краской. В парусах купола были помещены иконы евангелистов. В куполе храма, над иконостасом, находилась большая икона Рождества Христова. Внутри потолок и стены храма были оформлены резьбой и окрашены масляной бледно-розовой краской. В парусах купола были помещены иконы евангелистов. В куполе храма, над иконостасом, находилась большая икона Рождества Христова. Иконостас был двухъярусным, белого цвета с вызолоченной резьбой. В боковых вратах иконостаса находились иконы святых архидиаконов Стефана и Филиппа. Храмовая икона святителя Спиридона и образ святителя Николая Чудотворца были взяты из прежнего иконостаса.
К числу особых достопримечательностей храма относились: Шесть ротных образов, переданных из упразднённого Образцового полка, в серебряных ценных ризах в киотах красного дерева, украшенных вызолоченной резьбой. Старинная икона Божией Матери «Живоносный источник» в серебряном окладе, поднесённая в дар храму А. П. Таборской, до этого на протяжении 250-ти лет находившаяся в их семействе и прославленная многочисленными исцелениями. Кроме того в храме хранились: Знамя Образцового полка, присвоенное Офицерской стрелковой школе и выносившееся на все церковные парады; Грамота на пожалование этого знамени за подписью императора Николая I. Грамота на пожалование серебряного рожка за в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов.
После 1917 года храм был приписан к Михайловскому собору Ораниенбаума, а с 9 сентября 1921 года — к бывшей дворцовой Пантелеймоновской церкви. В 1930 году церковь была закрыта, обезглавлена и в течение многих десятилетий использовалась не по назначению. После 1917 года храм был приписан к Михайловскому собору Ораниенбаума, а с 9 сентября 1921 года — к бывшей дворцовой Пантелеймоновской церкви. В 1930 году церковь была закрыта, обезглавлена и в течение многих десятилетий использовалась не по назначению. Со 2 апреля 2002 года в ней возобновились богослужения. В марте 2008 года из-за полного обветшания храм был полностью разобран с целью последующего восстановления в прежнем виде.
Оборона Ораниенбаумского плацдарма в 1941-1944 стала примером массового героизма, воины и жители города показали несгибаемую стойкость и отвагу. Красная слобода стала местом захоронения более 5000 защитников и жителей Ораниенбаума погибших в бою и умерших во время блокады. Братское захоронение неподалеку от Свято-Троицкого кладбища и Троицкой церкви, получило название «Малая Пискаревка». Оборона Ораниенбаумского плацдарма в 1941-1944 стала примером массового героизма, воины и жители города показали несгибаемую стойкость и отвагу. Красная слобода стала местом захоронения более 5000 защитников и жителей Ораниенбаума погибших в бою и умерших во время блокады. Братское захоронение неподалеку от Свято-Троицкого кладбища и Троицкой церкви, получило название «Малая Пискаревка».
www.oranienbaum.org ; www.oranienbaum.org ; www.spb-guide.ru/foto_5501.htm ; ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Архангела_Михаила; www.petroraion.ru/oranienbaum/; palmernw.ru/lom_troick/lomon_troick.html