Оценка загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников Автор: ученица 3 класса Акуленко ПолинаРуководитель: учитель начальных классов Дудина Наталья Михайловна
Цель: Определение степени загрязнения атмосферного воздуха исследуемой территории Задачи исследования: Изучить информацию о лишайниках. Дать оценку степени загрязнения воздуха пришкольной территории и в лесу с помощью лишайников. Определить источники загрязнения воздуха и влияние загрязнения воздуха на живые организмы.Наметить пути решения экологической проблемы своими силами и решить её.
Что я узнала о лишайниках Лишайники – это своеобразная группа организмов, образованных грибом (микобионт) и водорослью (фикобионт). Для лишайников характерно отсутствие зелёной окраски листьев.Селятся лишайники на деревьях, камнях, заборах, на земле, на скалах. Они могут плотно прирастать к ним, словно накипь. Известно около 20 тысяч видов лишайников. Распространены они во многих областях Земли. Лишайники растут очень медленно. За год их слоевище увеличивается всего на 2-8 мм. Лишайники – долгожители. Долговечность их связана с их неторопливым ростом. Установлено, что некоторым накипным лишайникам по 4000 лет!Лишайники, как и большинство организмов, в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Они требовательны к чистоте воздуха и при его загрязнении погибают. Не случайно их называют индикаторами чистоты воздуха. Изучив состав тела лишайников какой-либо местности, учёные делают вывод, насколько загрязнена она свинцом, медью, ртутью, цинком и другими вредными веществами. Лишайники являются важнейшим кормом для северных оленей. А также для марала и лося. Из некоторых лишайников получают антибиотики.
Виды лишайников
Провожу исследования 28 июня 2009 года. «Степень покрытия древесного ствола лишайниками на пришкольном участке»
Степень покрытия древесного стволалишайниками (пришкольный участок)
9 сентября 2009 года. Провожу исследование степени покрытия древесного ствола лишайниками в лесу. Лес находится в 1 километре от школы и от посёлка.
Пельтигера мягкаяЗолотянка или ксантория
Уснея
Пармелия
Лесная сказка
Степень покрытия древесного ствола лишайниками (лес в 1 км от школы)
Таблица контроля загрязнения воздуха по споровым растениям
Вывод:Определить степень загрязнения воздуха мне помогла «Таблица контроля загрязнения воздуха по споровым растениям».По результатам исследований: степень загрязнения воздуха около школы - низкая; степень загрязнения воздуха в лесу – воздух очень чистый. В лесу воздух чище. Там нет источников загрязнения окружающей среды. Источники загрязнения воздуха в посёлке: автомобильная дорога, которая находится в 10 метрах от школы и кочегарка (100м). Чтобы воздух был чище около школы и в посёлке, мы каждый год озеленяем пришкольный участок.
Озеленение пришкольного участка
Автор: Акуленко ПолинаХудожник: Реуцкая ЭммаСказка о том, как лишайники спасли МирЭкологическая сказка
В незапамятные времена жили на берегу тихой и спокойной реки, в небольшом селе Уснея, добрые и приветливые люди. Жили они в мире и согласии, ни с кем не ссорились. Рядом с ними повсюду можно было встретить лишайники. Стволы деревьев были украшены ярко – рыжей золотянкой. На камнях поселились зелёно – жёлтые и серо – жемчужные накипные лишайники. Пармелия, словно кружевами, украшала заборы около домов. Люди занимались своими обычными делами: ловили рыбу, выращивали овощи, держали домашних животных и очень редко болели. Ничто не предвещало беды.
Но вот однажды в село пришли другие люди. Они построили заводы, фабрики, проложили новые дороги, в селе появились машины. И тут все заметили, что лишайники, которые их всегда окружали и радовали, вдруг стали куда-то исчезать, а местные жители стали часто болеть. За помощью люди обратились к учёным - экологам. Они объяснили местным жителям, что лишайники требовательны к чистоте воздуха, и при его загрязнении уходят в густые леса.
« Чтобы вернуть лишайники обратно, - сказали учёные, - надо подумать об экологии села. Фабрики и заводы загрязнили своими отходами воздух и воду. А чтобы уменьшить загрязнение, необходимо очистить воздух, насадить новые леса, очистить реки и озёра. Хозяевам заводов не разрешать сбрасывать в реку грязные отходы».Вместе взялись за работу местные жители и приезжие. Они быстро построили на фабриках и заводах очистные сооружения,вновь посадили вырубленные деревья.
Вскоре все заметили, что лишайники вернулись обратно и стали ещё краше. Лишайники оказались точными «приборами» по определению загрязнённости воздуха. Теперь люди знали, что если начинают они исчезать – значит, в этом месте есть проблемы с загрязнением воздуха. Лишайники живут только там, где чистый воздух. И завещали они своим внукам и внукам внуков жить со своими лесными помощниками в мире и согласии и всегда следить за чистотой нашего Мира.
Работая над проектом, я узнала много интересного:я узнала, о том, что есть разные виды лишайников; и о том, что с помощью лишайников можно оценить степень загрязнения воздуха;я научилась видеть то, что раньше не замечала, ведь лишайники повсюду окружают нас;больше всего понравилось проводить исследования и получать новую научную информацию.
Литература:Браун В. «Настольная книга любителя природы», Ленинград Гидрометеоиздат 1985Лучич М. В. «Детям о природе», Москва «Просвещение» 1989Плешаков А. А. «Зелёные страницы», Москва «Просвещение» 1995Плешаков А. А., И. А. Кондратьева «Природа Карелии. Знай, люби, береги!», Петрозаводск «Карелия» 1992Большая электронная энциклопедия Кирилла и МефодияСерия «Эрудит». Мир растений. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
Спасибо за внимание!