Интересные места Воронежской области: Костомарово Подготовила ученица IV «Б» классаМорозоваПолина
Подгоренский район Воронежской области отличается необычным рельефом местности. Холмы, пересеченные логами, меловые горы. Вокруг села Костомарово эти холмы и горы приобретают какое-то особое величие. А православная молитва звучит над ними уже 1200 лет.Паломники приравнивают их к святым местам Иерусалима или Киево-Печерской лавры.Ландшафт Костомаровской земли практически повторяет Голгофу в Иерусалиме.
Не на каждой карте найдешь деревеньку Костомарово - уж больно она маленькая. Но расположенный неподалеку от нее Свято-Спасский женский монастырь вот уже много лет вписан в справочник паломника. По преданию, сам Андрей Первозванный обратил свой взор на эти места две тысячи лет назад. Апостол был послан на Восток обращать в христианскую веру скифские народы...
Кто бывал в Иерусалиме, действительно отмечают удивительное сходство между Иерусалимской и Костомаровской землей. Здесь, как и на Святой Земле, есть и причудливо иссеченная лентой дороги равнина, и свой Гефсиманский сад на склоне холма, и своя Голгофа в натуральную величину, почти ничем не отличающаяся от настоящей, и гора Фавор. Все это - восхитительное создание природы, а не творение рук человеческих. Но этот каприз природы стал загадкой, которую люди не могут разгадать на протяжении двух тысячелетий. Человек лишь обустроил ее творения, придав им ту форму, которую посчитал необходимой.
Говорят, здесь раньше был вход в подземные лабиринты. По крайней мере, вход в трапезную монахов был точно. Завалили, чтобы не вводить в искушение доморощенных исследователей.
Сегодня на Костомаровской Голгофе возвышается деревянный крест, а у подножия горы на фоне этого шедевра природы стоит монастырь – Свято-Спасская женская обитель
Возле села Костомарово находится комплекс старинных пещерных храмов.Сейчас там действующий женский монастырь, вновь открытый несколько лет назад. В тридцатые годы XX века обитель была разрушена, но в 1945 году ее вновь открыли. Через 10 лет Костомаровские храмы снова были закрыты. Но их не могли покинуть несколько сестёр-насельниц. Тогда богоборцы облили постройки керосином и подожгли. Все погибло в огне: служебные книги, иконы, церковная утварь...
В монастыре послушницы учатся грамоте и прочим премудростям у опытных наставниц. На уроках рукоделия вышивают шелком и бисером. В свободное время ухаживают за животными в своем подсобном хозяйстве. Летом собирают грибы, ягоды и лекарственные травы. Из трав по специальному старинному рецепту варят исцеляющий множество болезней бальзам. На тщательно обработанных огородах зреют овощи. В птичнике - индоутки да курочки гуляют. На скотном дворе каждый раз прибавление - то телочка, то бычок. В чистом поле табличку "хода нет" никогда не видели? Но на самом деле там едва заметная тропинка, ходить по которой действительно опасно.
На запад по склону – храм Серафима Саровского, заложенный в 1803 году и освященный во имя святого Серафима. Неподалеку есть еще один храм, называемый Пещерой покаяния. В нем священник принимал исповедь.
Под воздействием сил природы здесь образовались Дивы
Паломники со всех уголков России приезжают на это место. Особым уважением паломников, которые приходят сегодня в Спасский храм, пользуется икона Пресвятой Богородицы. Она выполнена на железе, и размером она с человеческий рост. На иконе можно заметить отверстия от выстрелов, — это по иконе стреляли богоборцы. Они целились в Божественные лики, но ни один образ, на иконе, не пострадал. Все шесть пуль легли неподалеку. Но удивляет другое — по краям отверстий на железе отсутствует краска, таким образом, эти края не защищены от влаги, но ржавчины, тем не менее, нет.
Последнее из пещерных сооружений. Келья Покаяния. Из детского дома Саратова каждое лето приезжают ребятишки. Им очень нравится в обители, уезжают со слезами.
Новое рядом с древнимВид со смотровой площадки. Внизу - новый храм. Прямо по тропинке - вход в старинные кельи монахов, вырубленные в толще меловой горы. Старцы жили и молились в меловых кельях, где постоянная температура зимой и летом +5*.Поднимаясь на гору, чувствуешь, как где-то глубоко под землей отдается эхом звук твоих шагов. Это сокрытые подземные храмы. Но до сих пор так и не удалось узнать, из-за чего же они все-таки скрыты. Много еще тайн хранят в себе Костомаровские горы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. И. Прокофьева, фотоПо материалам: Паломнический центр МП www.poklonnik.ruКнига.2. Костомарово, Ильина Г., 18.09.05, 4 Kb, Миниатюра, Мемуарыисточник: http://www.vob.ru/monastery/voronezh/spasskaya/ind_spassky.htm3. Чудеса природы Воронежского края : [фотоальбом] / В. Будаков ; Моск. индустр. банк; фот. О. Кулаков .— Воронеж, 2008 .— 104 с. : цв. ил.4. Замечательные места Воронежской области : [фотоальбом] / С. В. Смирнов, С. С. Смирнов .— Воронеж : Новый взгляд, 2007 .— 136 с. : цв.ил. — (Замечательные места Воронежской области ; Кн. 1) .— Б-0683879 - Дар В. А. Мальцева .— р.500.00, 1500.5. Шевченко Ю. Ю. Пещерные христианские монастыри Подонья: Начало традиции // Изобразительные памятники: Стиль, эпоха, композиция. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 1–4 декабря 2004 г. СПб., 2004. С. 196–201.6. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIII — начала XVI в. М., 1964. С. 341. См.: Бобровский Т. А. К вопросу о типологии и датировке древнерусских монастырей // Российская археология. 1993. № 5. С. 127.7. Евгений (Болховитинов), митр. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии // Воронежский край XVIII в. в описаниях современников. Воронеж, 1992. С. 187–203; Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1994. С. 480–492.8. Степкин В. В. Пещерные памятники Среднедонского регион // Серия «Спелестологические исследования». Вып. 4. С. 41–137.9. Православные русские обители. С. 480–492.