ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили». г.о. Электросталь,2012-2013 год. ГубашеваГалинаПетровна Учитель высшей категории Муниципальное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида» г.о. Электросталь, Московской области
Гуманно-личностная технология «Школа жизни» Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики». Шалва Александрович Амонашвили
ДЕВИЗ «Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу» В.А. Сухомлинский
Идеи гуманно-личностной педагогики Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6 особенностей образовательного процесса «Школа жизни» Первая особенность состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".
Целевые ориентации • Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.• Облагораживание души и сердца ребенка.• Развитие и становление познавательных сил ребенка.• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.• Идеал воспитания - самовоспитание.
Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая.По философской основе: гуманистическая + религиозная.По основному фактору развития: социогенная + биогенная.По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.По типу управления: система малых групп.По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Гуманно-личностный подход к ребёнкуУчитель оптимистически мыслит о детяхУчитель подходит к детям как к самостоятельным субъектам ученияУчитель помогает обрести ребёнку свой личностный смысл, личностную значимость ученияОпора педагогического процесса
Модель гуманно-личностной технологии Создание культурно-воспитательной среды Свободный выбор личностью способов творческой самореализации и её культурное саморазвитие Осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребёнка Адаптация в социуме и жизненном самоопределении
Особенности методики - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания:- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;- резервы семейной педагогики;- учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Основные установки учителя гуманного педагогического процесса Руководящие принципы учителя принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,принцип уважения личности ребенка,принцип терпения в становлении ребенка. Заповеди учителюверить в безграничность ребенка,верить в свои педагогические способности,верить в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенкестремление к развитию,стремление к взрослению,стремление к свободе.Личностные качества учителядоброта,откровенность и искренность,преданность. Законы учителялюбить ребенка,понимать ребенка,восполняться оптимизмом к ребенку.
Основные правила учителя Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.• Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.• Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.• Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.• Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.• Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.• Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.• Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
Заключение: Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам". «...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду' чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.)