Приходько Л.А.( 239-171-364) учитель начальных классов МОУ «СОШ №8 г.Выборга»
Цели : Формировать коммуникативные умения. Развивать творчество и фантазию детей. Развивать познавательные интересы. Развивать речь детей. Развивать логическое мышление. Познакомить детей с произведениями о насекомых. Учить бережно относиться к природе.
Положение о викторине Викторина проводится для учеников 2-3 класса Дети делятся на 2-3 команды Конкурсы оцениваются по пятибальной системе Итоги подводятся после каждого конкурса В викторине 6 раундов 1, 3, 5 раунды проводятся по аналогии с игрой «Брейн-ринг» (сигналы дети подают пищалкой (детской игрушкой) Возможно написание ответов на листочках Жюри -3 человека (библиотекарь, родители, воспитатель ГПД) Награждение дипломами 1,2,3 степени
Оборудование На доске рисунки детей « Насекомые в произведениях» (домашнее задание) Книги о насекомых, птицах Энциклопедии
За неделю до викторины учащиеся делятся на команды и получают задания: Читать книгу В.Бианки «Лесная газета» Подготовить инсценировку сказки, басни или стихотворения, где присутствует насекомое. Нарисовать рисунок к произведению о насекомом 4. Читать книги о природе
Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа- насекомые. У нас четыре конечности- у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха- уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Все очень интересны. Наука, изучающая насекомых, называется энтомология.
Викторина начинается
1 раунд Насекомые в рассказах В. Бианки
Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей
Зачем грачи ходят по полю за пахарем? В земле много червей и насекомых
Зачем галки и скворцы «катаются» верхом на коровах, овцах и лошадях? Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их личинок из шерсти животных
Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? Майский жук Июльский жук
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него
Куда осенью исчезают бабочки? Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях заборов, домов.
2 раунд Инсценируем сказку, басню
3 раунд Паучки
Пауки очень похожи на насекомых, но ими не являются.
Сколько ног у паука? Восемь. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног.
Как паук- крестовик, сидящий в засаде , узнаёт, что к нему в паутину попала добыча ? Он лапкой держит туго натянутую ниточку-паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу?
Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? Водяной паук-серебрянка
Каких пауков называют «бродягами»? Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи
4 раунд Поле чудес Бабочки
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках. Имена у них очень красивые: Апполон, Икар, Гектор, Психея…
Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения , которому она приносит вред . Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения , которому она приносит вред . Её гусениц хорошо склёвывают птицы. к а п у с т н и ц а
Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой, красные кружочки, иногда полоски. Достаточно большого размера.
Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой, красные кружочки, иногда полоски. Достаточно большого размера. п е с т р я н к а
5 раунд Насекомые в сказках и фантастических рассказах
В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…» КОМАР МУХА ШМЕЛЬ
Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино БОГОМОЛ
Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его. МАЙСКИЙ ЖУК
В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком!» МАХАОН КАПУСТНИЦА МУРАВЕЙ
В книге Р.Киплинга «Маугли» Маленький народ не любил запаха человека . Что за насекомые скрываются под этим названием? Дикие пчёлы
В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, « как самолёт, а трава на берегу лужи – высокой, как зелёная стена леса»? Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
6 раунд Пойми меня
Один человек от команды выходит за дверь. Каждая команда получает задание –слово (насекомое) За 1 минуту команда должна написать слова- ассоциации, связанные с этим насекомым. Выбранный ученик отгадывает название этого насекомого по словам, которые называют члены команды. 1 тур
Комар
Бабочка
Муха
2 тур Команда должна отгадать слово по пантомиме, которую показывает 1 человек от команды
Пчела
Кузнечик
Жук
Молодцы!
Не забывайте беречь и охранять это маленькое чудо!
Используемая литература: 1. В Бианки «Лесная газета» 2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? М. Педагогика-Пресс 1994 г. 3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г. 4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г. 5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г. 6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г 7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г 8.А.Брем «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г. 9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве М. Из-во МГУ 2000 г