Городские Болотовские научные чтения для младшего школьного возраста Тема: «А зачем на свете пчёлы?»Выполнила:Свердюкова София, учащаяся 3 А класса, МОУ-СОШ № 33 Научные руководители: Свердюкова Н.Ю., Сушкина И.Ю., учитель начальных классов
Сказка А. Милн «Приключение Винни-Пуха и его друзей» «Винни-Пух подумал - подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед! По-моему, так!» Он поднялся и сказал: «А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе»
Цели и гипотезы исследования Цель моего исследования – как можно больше узнать о жизни пчёл, о том, что связывает человека с пчёлами.Гипотеза исследования основана на предположении, что наша жизнь без этих насекомых была бы беднее. Пчелы нужны нам, а мы нужны пчелам. В этом мире все взаимосвязано.
Задачи исследования 1. Прочитать научно-популярную и художественно-публицистическую литературу.2. Наблюдать за жизнью пчел.3. Сравнить поведение пчел на даче и в городе.4. Изучить наблюдение ученых за пчелами.5. Пронаблюдать за поведением пчел в зависимости от поведения человека.6. Сделать выводы по собранному материалу.7. Предложить свои рекомендации:как помочь пчелам выжить;как помочь человеку, если его укусила пчела;
Пчелы – кто они? Пчелы - единственное насекомое на Земле, прирученное человеком, это жалящие насекомые. В мире насчитывается около 30 тысяч видов, в России несколько тысяч видов пчел. По образу жизни делятся на общественных, одиночных и паразитических.
Пчелы – общественные насекомые Общественные пчёлы строят гнёзда и живут семьями (роем), где все особи выполняют определённые функции. В колонии единственной самкой, которая откладывает яйца, является пчелиная матка. Все остальные самки - рабочие пчёлы. Они строят соты и собирают нектар. Самцы или трутни не работают.
«Пчеловедение» Знания о жизни пчёл добывались крупицами. Они передавались от поколения к поколению, от дедов к внукам. Однако жизнь и поведения пчёл полны больших и малых тайн. До сих пор неизвестно, почему медоносные пчёлы так терпимы к человеку-пчеловоду? Ведь он, вмешиваясь в их жизнь, нарушает удивительно устроенное гнездо, отбирает запасы, подвергает другим всевозможным испытаниям.
Пчелиный «туризм» Пчёлы способны ощущать время, ориентироваться по солнцу, различать цвета и формы предметов, передавать информацию другим членам семьи о новыхисточниках питания. Чтобы оценить умственные способности пчёл учёные провели несколько экспериментов.
Ап, и пчелы, у ног… Чтобы приучить пчёл летать на поля и фруктовые сады, их дрессируют. Около ульев ставят блюдца со сладкой водой, а к воде добавляют сок из цветов, например, клевера или яблонь. Пчёлы привыкают к тому, что там, где пахнет клевером или яблоней, - сахар. Вылетев из улья, они уже всюду разыскивают цветы с таким запахом, а на другие не обращают внимания.
Пчелиная геральдика В геральдике (изучение гербов городов, стран, родовые гербы) пчела служит эмблемой трудолюбия и покорности. Пчела символизирует усердие, благоразумие, экономию и бережливость (делают запасы мёда) и поскольку полагали, что она никогда не спит, бдительность.
Пчелиная геральдика Гербы с изображением пчёл: города Тамбов, Видзы (республика Беларусь), Франция в 19 веке.
Пчелиные памятники В Италии установлен фонтан с пчёлами, в городе Уфе и городе Медынь Калужской области - памятник пчеле.
Живописные пристрастия Пчёлы неравнодушны к живописи, больше всего им нравятся натюрморты с подсолнухами. Учёные наблюдали за пчёлами, которые были выведены в лабораторных условиях. Подопытные, никогда не видевшие живых цветов в реальности распознавали их на рисунках и чаще всего подлетали к картинам с их изображением. Особенно к репродукции великого художника Винсента Ван Гога "Подсолнухи". В подсолнухах содержится всё самое необходимое для мохнатых насекомых - пыльца и нектар. Кроме того, пчёл сильно привлекает синий цвет, так как в синих цветах содержится много нектара. Кстати, подпись Ван Гога на картине была выведена синим.
Пчелиная литература Пчелы всегда были не обделены вниманием писателей. О них писал и А.С. Пушкин, и А.А. Фет. И у Агнии Барто есть стихотворение "Пчелиный яд": ...Даже мы теперь идём Прямо после школы К пчёлам на уколы.
В последнее время учёные бьют тревогу: " На всей планете резко снижается численность пчёл!" И прогнозы совсем нерадостные. Если исчезнут пчёлы, то и человеку жить совсем немного, так как пчёлы опыляют почти 90% растений.Пчёлы играют очень важную роль в опылении растений. Есть некоторые виды опыляемые только пчёлами. Но последнее время человек усиленно применяет для сохранения урожая химические препараты, от которых пчёлы погибают. В мире их численность резко сократилась. Если исчезнут пчёлы, то и человеку останется жить совсем немного.
Ой, они меня укусили! немедленно узнать у пострадавшего, есть ли аллергия на укус пчелы. Если "Да", то вызвать скорую помощь (может случиться анафилактический шок, что опасно остановкой сердца);удалить жало. Не рекомендуется выдавливать, так как яд распространяется быстрее;приложить ватный тампон или марлевую салфетку, смоченную раствором перекиси водорода, нашатырным спиртом или воды с солью (1 ч.л. на стакан);давать обильное питьё;если есть предрасположенность к аллергическим заболеваниям, можно дать тавегил, супрастин;если нет специального средства под рукой, место укуса потереть разрезанным помидором или луковицей.
Пчелы – это наивысшая ценность, которая дана нам природой! Узнав так много интересного, захотелось вернуться на свою дачу, стоять там в волнах яблоневого цвета, как когда-то стоял Андрей Тимофеевич Болотов, а ветерок шевелил мои волосы. Пчелы, облетая мою голову, сноровисто заползали в цветы, а я удивлялась бы сложному и простому миру, меня окружающему.
Спасибо за внимание!