Морозова Нина Борисовна Выборгский район МОУ «Бородинская СОШ» 2009 год
В главных ролях – инструменты
Есть такая сказка — «Петя и волк». В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. Можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.
Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:
Петя струнные инструменты
Птичка — флейта.
Утка — гобой.
Кошка—кларнет.
Дедушка — фагот.
Волк — три валторны.
Не правда ли, странные исполнители?
А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк».
Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
Автор её — Сергей Сергеевич Прокофьев.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — советский композитор, пианист, дирижёр.
Пионер Петя — главный герой сказки. В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.
Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы), ведут виолончели.
Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку
Флейта, — она так же хорошо, как высокий женский голос—колоратурное сопрано,—умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
А вот исполнитель роли утки — гобой. У этого нежного инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное самодовольное кряканье глупой утки.
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый. Но оказалось, что если несколько валторн соединить в один голос и очень громко «рявкнуть» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.