Русские народные инструменты Учитель музыки Литвинова Н.М. МБОУ СОШ №1 г.Приморско-Ахтарск
Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами и историей их создания Задачи: учить различать голоса народных инструментов развивать умение слушать и понимать народную музыку воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа
Настрою гусли на старинный лад… В. М. Васнецов «Гусляры» «То не белая берёза к земле клонится. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…» Из былины «Добрыня»
Гусли Название происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть
Домра Старинный струнный щипковый инструмент
Скоморохи Они - на базарах, на княжьих пирах, На игрищах тон задавали, Играя на гуслях, волынках, гудках, На ярмарках люд потешали. А. Орлов
Балалайка Название происходит от слова «балакать», «пустозвонить»
Плачет и поёт дудочка моя… М. В. Нестеров «Лель. Весна» На свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель.
Свирель Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи
Рожок Пастух выйдет на лужок, заиграет во рожок, Хорошо пастух играет, Выговаривает. Из песни «Не будите меня, молоду!»
Жалейка Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый.
Свистульки Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы
Эх, тройка! Бубенчики звенят… Б. М. Кустодиев «Масленица»
Бубенцы Бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик
Бубен Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов
Ложки Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки.
Трещотка Состоит из ряда дощечек, нанизанных на ремешок
Оркестр Эх, оркестр народный! Раздольно-хороводный! То он плачет, то хохочет – С нами делает, что хочет! Л. Яковлев
Группы народных инструментов Струнные Духовые Ударные гусли домра балалайка свирель рожок жалейка бубен трещотка бубенцы ложки
Кроссворд «Инструменты народного оркестра» Б У Б Е Н Б А Л А Л А Й К А Т Р Е Щ О Т К А Р О Ж О К Д О М Р А Б А Я Н Б У Б Е Н Ц Ы Ж А Л Е Й К А 1 2 3 4 5 6 7 8
Вывод Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально- целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков.
Источники информации http://folkinst.narod.ru/ (05.10.10) http://www.radost-moscow.ru/?page=narodny (05.10.10) http://perunica.ru/audio/418-detskaya-audioyenciklopediya-narodnye-instrumenty.html (05.10.10) http://www.gusli.su/orkestr_narodnyx_instrumentov_rossii/ (06.10.10) http://www.schoolpetrov.ru/subpage2.html (06.10.10) http://bgmuz.brest.by/instrumentoved/index.html?sds8_2.htm (08.10.10)