ПРЕЗЕНТАЦИЯ Боднар Светланы Михайловны учителя музыки ТЕМА: «Картины природы в музыке и живописи» (демонстрационный материал к уроку музыки по теме: «Времена года в музыке» III четверть 2кл. курс «Музыка» Г. С. Ригина) 900igr.net
Цель: Развитие вокально-хоровых навыков, воображения, музыкально-творческих способностей восприятия. Задачи: выявить сходство музыкальных и изобразительных красок, с помощью демонстрации картин обогатить представление учащихся о связи искусства с жизнью, дать определение «музыкальный пейзаж». развивать внимание, память, музыкальный слух, эстетический вкус, художественное мышление. воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки. Цели и задачи
Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека Если видишь на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная лавина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется……… Пейзаж – жанр живописи изображающий картины природы. В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски. В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.
Музыкальные краски- это своеобразные тембровые, регистровые, ладовые, ритмические, динамические средства музыкальной выразительности с помощью которых изображается пейзаж его настроение. Музыкальные краски рисуют «Музыкальный пейзаж» Музыкальный пейзаж- это « пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
Художественные средства выразительности МУЗЫКАЬНЫЕ КРАСКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ лад тембр регистр динамика динамические оттенки колорит тон цвета палитра цвета цветовой фон оттенки цвета
Саврасов А. «Начало весны»
Левитан И. «Март»
Левитан И. «Быстрая вода»
Венецианов А. «На пашне. Весна»
Левитан И. «Золотая осень»
Левитан И. «Вечерний звон»
Левитан И. «Солнечный день»
Саврасов А. «Зимняя дорога»
Слушание и анализ музыки Какие из просмотренных картин не созвучны с музыкой Г. Свиридова «Весна. Осень»? 2. Определить какие из музыкальных красок особенно ярко передают смену настроения музыкального пейзажа? 3. Тембры каких инструментов передаю настроение «музыкального пейзажа»? 4.Какие группы симфонического оркестра изображают действия происходящие в природе?
Знакомство с песней «Девушка-весна» Назвать главные по смыслу слова песни. 2. Если в музыкальном языке изобразительные интонации. 3. Помогает ли аккомпанемент раскрывать содержание песни.
Определить название картин
Заполнить таблицу композитор жанр название 1 Глинка М.И. «Жаворонок» 2 «Осенняя песнь» (октябрь) 3 Григ Э. «Весной» 4 «Весенние воды» 5 «Зимняя дорога» 6 Чайковский П.И. 7 «Зимнее утро». Из «Детского альбома» 8 «Весна. Осень»
Творческое задание Подобрать репродукции картин о природе к звучащей песне «Солнце и радуга».
Вывод: при создании пейзажа в изобразительном искусстве, « музыкального пейзажа » в музыке используются определённые средства художественной выразительности. В музыке - музыкальные краски. В живописи – изобразительные краски. Обобщение темы урока
Если видишь: на картине нарисована река Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная лавина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется пейзаж. Успенский Э. «О картинах» (отрывок) Я пожелаю вам: пусть рядом с вами всегда будет хорошая музыка, стихи, картины, чтобы вы вслушиваясь, всматриваясь, вчитываясь в произведение искусства, глубже познавали жизнь. Спасибо за внимание