Ладо – гармоническое развитие музыки Презентация к уроку учитель музыки Шамонова Наталья Петровна МОУ СОШ с.Б-Лука Вадинский район Пензенская область
Ладо – гармоническое развитие музыки
Музыка – это вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, ГАРМОНИЯ, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого.
Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительный язык. Присущ он и музыке. Чтобы научиться понимать этот язык, надо прежде всего различать элементы, из которых он состоит, ощущать их выразительные свойства. Важнейшим элементом музыкального искусства является мелодия — "душа музыки", как часто говорят. Когда певец поет песню один, без сопровождения, когда, возвращаясь из театра или кино, мы напеваем без слов понравившийся нам мотив, — во всех этих случаях мы слышим мелодию, "одноголосно выраженную музыкальную мысль", как говорят музыканты. Действительно, та музыкальная мысль, которую может исполнить один голос — без подголосков, без сопровождения, — это и есть мелодия.
Соотношение, связь между собой устойчивых и неустойчивых звуков — это одна из самых важных основ музыкальной речи. Это соотношение называется у музыкантов ладом, словом, равнозначным понятиям порядок, система. (Сравним такие слова, как ладить, налаживать, то есть приводить в порядок.)
Тональность - это лад (музыкальный строй), привязанный к определенной высоте. Лад - средство музыкальной выразительности Лад бывает минорный и мажорный. Различие в характере мажорной и минорной мелодии создается главным образом отличием основных, опорных звуков этих ладов
Ладовое чувство – это основное ядро чувства тоники.
Музыкальные лады очень различны, они включают разное количество звуков, по-разному располагаются в них устойчивые и неустойчивые звуки. Но неустойчивые звуки всегда тяготеют к устойчивым, и это делает мелодию осмысленной. Самые употребительные лады — мажор и минор. Слова эти вошли в нашу обиходную речь, но мы часто вкладываем в них не совсем точный смысл, говоря мажорный, вместо того чтобы сказать бодрый или веселый, употребляя слово минорный в том же значении, что и печальный. Часто приходится слышать такие выражения: "унылая, минорная музыка" или даже: "он сегодня в минорном настроении". Мажорная мелодия обычно действительно звучит светлее, яснее, тверже минорной. Но мажорный и веселый — все-таки не одно и то же; веселый характер музыки зависит не только от ее лада.
Королевство МАЖОРА Жил-был весёлый король Мажор. В его царстве жили весёлые добрые люди. Они пели и танцевали. Мажорный лад Характер – весёлый, шутливый, смешной, озорной Жанр – танцевальный (вальс-шутка) Тона – светлые, яркие
Музыка весёлая, шутливая, смешная, радостная игривая, задорная, живая и тд.
Королевство МИНОРА Жил-был грустный король Минор. В его царстве жили злые, скучные люди. Они не умели веселить, петь и танцевать.
Музыка грустная, печальная, трагическая, унылая, тоскливая и тд.
В каком королевстве проживают эти персонажи?
Какое настроение у лягушки, которая отправилась путешествовать в музыкальные королевства?
В каком ладу может написана мелодия по картинкам?
В каком ладу надо сочинить мелодию к данным стихотворениям? Всё дождь и дождь.Всё дождь и дождь. Повсюду лужи, На землю с крыш потоки льют. Что день, то пасмурней и хуже, И от осенней острой стужи Не знаешь, где найти приют.Всё дождь и дождь... Во мгле туманной Чуть видным стал печальный лес, Бушует ветер неустанный, И редко теплый луч желанный Бросает солнышко с небес.Всё дождь и дождь... Увяли розы,Цветы озябли, не цветут,И на деревьях только слезы...Еще неделька — и морозыК нам грозно с севера придут. М. П. Чехов НАРИСУЮ СОЛНЦЕЗа окошком дождик льёт,По минутам день ползёт.Надоело долго ждать -Буду солнце рисовать.Нарисую солнце -Приклею на оконце,Стало в комнате светлей,Сразу стало веселей.Я скажу вам, не тая -Жить без солнышка нельзя! Ольга Чусовитина
В каком царстве проживают эти птицы?
В какое царство попали наши друзья?
Песни разных королевств Неприятность эту мы переживем слова А. Хайт, музыка неизв. авторам/ф Лето кота ЛеопольдаВ небесах высоко Ярко солнце светит. До чего же хорошо Жить на белом свете! Если вдруг грянет гром В середине лета, Неприятность эту Мы переживем. Мелкий дождь бьет в окно, Хмурится природа, Но известно давно – Нет плохой погоды. Все желтеет кругом, И уходит лето, Неприятность эту Мы переживем. Я иду и пою Обо всем хорошем. И улыбку свою Я дарю прохожим. Если в сердце чужом Не найду ответа, Неприятность эту Мы переживем. КАПЕЛЬКИ. Песенка для детей.Слова Э. БогдановойДождик льет на улице –Мне нельзя гулять,И решил я капелькиНа стекле считать.Припев:Капельки, капельки,Три, четыре, пять…Капельки, капельки,Мне не сосчитать!Я открыл окошкоИ протер стекло,Но опять их многоНовых натекло.Припев:Капельки, капельки,Три, четыре, пять…Капельки, капельки,Я устал считать!
Удачного путешествие в страну музыки!!!