Тема урока: Введение. История хорового искусства Разработка урока Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» 900igr.net
Цели и задачи: сформировать первоначальные знания по хоровому искусству (основные понятия, история развития), вызвать интерес к занятиям хоровым исполнительством, создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия в коллективе, самовыражения подростка доступными средствами хорового искусства .
Основные понятия Хор (др.-греч. χορός — толпа) — пе вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Руководитель хора - дирижёр или хормейстер. Руководитель церковного хора - регент. Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella Хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.
Основные понятия В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так: смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. мужской хор — состоит из теноров и басов; женский хор — состоит из сопрано и альтов; детский хор С точки зрения манеры пения различают: академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического оперно-концертного тона; народные хоры — поющие в народной манере
Основные понятия Эстетическая природа хорового искусства Влияние хорового пения на развитие умственных способностей и здоровья исполнителей Коллективная основа хорового пения
Древнее происхождение хорового исполнительства Вокальная музыка и хоровое пение - самые древние формы музыкального исполнительства в истории искусства. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.
Основная сфера деятельности профессиональных певцов и хоров в Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) - участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне. Появление хейрономии – способа управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Древний Египет
Древняя Греция Традиция ансамблевого хорового пения и развитие театральных представлений -древнегреческой трагедии. Участие Хоров (мужские, женские и детские) в проведении Олимпийских и Пифийских игр (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Древнегреческие философы об идеях эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства
хоровое искусство средневековой эпохи Связь хорового искусства средневековой эпохи с религией и церковью Средоточие профессионального певческого искусства в монастырях Идеи средневековой эстетики: хоровое пение способно сплачивать людей, примирять, соединять враждующих Григорианские хоралы–песнопения, сопровождающие богослужения в храмах (унисонное пение мужского хора).
Возрождение Основа хоровой музыки Возрождения - церковные жанры мессы и мотета Появление светской хоровой музыки Создание консерватории. Развитие детского хорового исполнительского творчества в певческих школах при католических храмах. Развитие хорового искусства в творчестве композиторов XVI –XVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.
Основные направления развития русской хоровой культуры профессиональное церковно-певческое искусство народно-песенное искусство
профессиональное церковно-певческое искусство В Х веке хоровое пение - обязательная часть существовавшего в то время общего образования на Руси Хоровая культура в России неразрывно связана с церковью. Развитие ранних форм церковной музыки под влиянием народной песни
профессиональное хоровое пение Профессиональное хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки (от них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла). С конца XVI века существовал хор патриарших певчих (предшественник Московского синодального хора). Первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя. В середине XVII века появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии: крепостная хоровая капелла графа Шереметева, Капелла князя Ю.Н.Голицына XIX век - появление хоров в различных учебных учреждениях: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, при консерватории и др
народные профессиональные хоры Организатор и руководитель первого профессионального народного хора - крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). Цыганское хоровое исполнение
ХIХ век – расцвет хорового исполнительства в России Роль русских композиторов в развитии хорового искусства. Композиторы XVIII века: Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский Композиторы XIX века: М.И.Глинка, Н.А. Римского-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский
Хоровая культура России после 1917 года новые формы и виды профессионального хорового исполнения: ансамбли песни, хоровая капелла хоровая самодеятельность детская хоровая исполнительская культура Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов – создание камерных хоров.
Вопросы по теме Как переводится слово «хор»? Какие разновидности хора вы знаете в зависимости от возраста, диапазона голосов, манеры исполнения? Где появился прообраз дирижера и как называлась система дирижирования? С какими играми и жанрами был связан хор в Древней Греции? Назовите первые государственные профессиональные хоры на Руси? Какие современные хоровые коллективы вы знаете? Хотели бы Вы продолжить занятия хоровым искусством?
литература Владышевская, Т. Музыка древней Руси / Т. Владышевская // Искусство древней Руси. – М., 1993. – С. 207 – 211. Государственная академическая капелла им. Глинки. Очерк истории / Сост. И. Гусин, Д. Ткачев // Ред. А. Анисимов. – Л., 1957. – 170 с. Ершов, А. Старейший русский хор: Ленинградская государственная академическая капелла / А. Ершов. – Л., 1978. – 192 с. Ильин, А. Очерки истории хоровой культуры / А. Ильин. – М., 1985. – 229 с. Локшин, Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры: Краткие очерки / Д. Локшин. – М., 1963. – 133 с. Николаева, Е. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X – середина XVI столетия / Е. Николаева. – М., 2003. – С. 138 – 143. Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века / К. Никольская-Береговская. – М.: ГИЦ Владос, 2003. – С. 32 – 34, 52 – 64, 119 – 139.