Музыкально-дидактические игры 900igr.net
Значение музыкально – дидактических игр. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика и т.п.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Музыкально – дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкальная игра имеет следующие задачи: 1.Коррекционные: - развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; - формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения. 2.Оздоровительные: - укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; - развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; - развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение); - развитие быстроты двигательной реакции.
3.Образовательные: - обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; - развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; - формирование умственных умений и действий. 4.Воспитательные: - воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культуры; - эстетическое отношение к окружающему; - развитие чувств, эмоций высшего порядка. 5.Развивающие: - познавательную активность; - устойчивый интерес к действованию; - саморегуляцию и самоконтроль; - внимание, память, мышление; - ориентировку в пространстве.
Классификация игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управление процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации. Н.А.Метлов с воспитательной точки зрения выделил: - игры с пением, развивающие музыкальный слух, голос, ритм и умение правильно передавать мелодию; - игры-сказки, для воспитания художественного вкуса и радостных эмоций. Н.А.Ветлугина (продолжатели: А.Н.Зимина, Э.П.КостинаН.Г.Кононова)научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.
Работая над чистотой интонации у старших дошкольников А.Д.Войнова показала значение вокальных игр с элементами дидактичности. По форме проведения игры подразделяются на (Г.И.Анисимова): - статические (стоя или сидя); - игры с движением; - речедвигательные игры; - игры-шутки; - игры-песни; - артикуляционные игры; - игры-забавы; - игры-загадки; - ритмические игры.
Статические игры Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Методика применения музыкально – дидактических игр. Педагог знакомит детей с игрой , объясняя задание. Оно может выполняться под музыку как одним ребенком, так и всей группой.
Музыкальные приключения Домисольки (Марина Вл.Мирович) -музыка веселого характера - грустного характера поощрение за правильный ответ
Жили – были нотки. Они были такие маленькие такие чёрненькие, как пуговичка с палочкой, звали их: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Маму они не помнили, жили с папой Скрипичным ключом. Ноток было так много, и они все были так похожи друг на дружку, что папа Скрипичный ключ их иногда путал. Он их различал только тогда, когда нотки становились каждая на свою линеечку.
Папа был строг . Не разрешал перескакивать с линии на линию, говорил: «Гармония нарушается».
Нотки были большие труженицы. Они играли на разных музыкальных инструментах. Каких?
А играли они так. На дудочке: ДУ – ДУ – ДУ. На ложках: ТУК – ТУК – ТУК. На колокольчике: ДИНЬ – ДИНЬ На барабане: ТРА – ТА – ТА.
Везде, где играла музыка, там трудились нотки. Отдыхать им было некогда, да и незачем, так как они отдыхали тогда, когда звучала хорошая музыка и они заряжались от такой музыки хорошей энергией.
Особенно нотки любили. Музыку луны: НА – НА – НА. Музыку бабочек: ЛИ – ЛИ – ЛИ. И музыку веселья: ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ. Музыку эльфов: ПА – РА – РА.
Когда звучала хорошая песня, то хвалили и композитора, и поэта. А маленьких ноток никто никогда не хвалил. Почему? композитор Иоганн Себастьян Бах поэт Александр Сергеевич Пушкин
Задумался старый Скрипичный ключ, захандрил. Покрутило его всего. Попросил он, чтобы нотки сыграли ему мелодию не грустную, а весёлую, не о печали, а о любви, о радости, о жизни. Но как могут играть Нотки без Скрипичного ключа? Ведь он должен стать во главе и только тогда польётся мелодия. Нотки пошушукались, пошушукались, посмотрели в окошко, а за окном снежинки кружились в каком – то плавном, красивом танце и по одной танцуют, и хороводы водят. Снежинки были маленькие, совсем крошечные, но такие красивые, такие белые, такие пушистые, с разнообразными узорами.
Нотки засмотрелись на танец снежинок и стали тихонько подыгрывать снежинкам, затем громче, а затем громко зазвучала музыка о любви, о счастье, о радости, о молодых летах, о сладостных речах, о счастливой жизни! Снежинки кружились в танце всё быстрей и быстрей, и в изнеможении попадали на землю, и укрыли её всю. Снежинки хлопали в ладоши и благодарили Нотки за чудесную музыку. А Нотки увидели, что вместе с красивой зимней мелодией, которую они сыграли для снежинок, на землю пришла зима!