Интеграция искусств на уроке музыки как способ развития ассоциативно-образного мышления школьников Выполнила Гармашова Н.Г., учитель музыки
«Дети- прирожденные художники, ученые, изобретатели- видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивленным восторгом»
Интеграция искусств на уроке музыки как способ развития ассоциативно-образного мышления школьников.
Цель: гармоничное развитие учащихся средствами интеграции ассоциативно- образного мышления искусств через духовно-нравственное воспитание
Задачи: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально- теоретических знаний и навыков, постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебнымивсестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позицииактивизация познавательной деятельности учащихся
ИнтеграцияТеория + история музыки межпредметная Несколько предметов =определенные стержевые темы
Разнообразные цели интеграции способствуют: Изучению программного материала шире, глубже, это дает возможность показать образ разных сторон Соединить в восприятии ребенка локальные знания по каждому предмету искусства в целостную картину мира Показать масштабность возникшей проблемы Способствовать формированию широкого «гуманитарного мышления» Научить эмоционально- смысловому анализу музыкальных произведений во взаимосвязи различными предметами
Структура интегрированного урока Предельная четкость компактностьучебного материалаЛогическая взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе урокаЕмкость учебного материала
Психология цвета Психология синего цвета Психология красного цвета Психология желтого цвета Психология зеленогоцвета Психология оранжевого цвета
Возрастные особенности ассоциативного мышления младшего школьника Внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детейУсловие развития воображения- включение в деятельностьПрактически действенный и чувственный анализ преобладает в младшем школьном возрасте
Полноценное восприятие музыки требует ассоциативной, двигательной, слуховой и логической памяти Процесс восприятия музыки предполагает работу интуитивного, логического, практического, теоретического и образного, ассоциативного мышленияВзаимосвязь органов чувств в процессе восприятия стимулирует работу воображения Процесс восприятия музыки стимулирует работу «лобной плоскости» головного мозга, которая отвечает за кодировку информации в языковой форме, поэтому слушание музыки развивает навык построения ассоциативного мышления
Связь с художественными образами смежных искусств Активизирует творческое воображение и фантазию Общность художественных систем и средств выражения в различных видах искусств Параллели со смежными искусствами
«Мелодический рисунок» Ритм- является универсальным компонентом художественного языка выразительным средством музыки, изобразительного искусстваосновой поэзии, архитектуры, живописиКолорит- одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор ее изобразительности.
«Удивительный мир музыкальных образов» Многообразие и единство Активное познание окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей Разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, развивается воображение, внимание, мышление, речь, память
Задание 5 КаждыйОдаренныйЖизньЗнающийГражданинСердцеФантазер
Вывод Каждый ребенок- одаренная личность, его жизнь наполнена фантазией, его сердце должны охранять вера и любовь, зная об этом с юных лет, он будет достойным гражданином России.
МУЗЫКА Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку, - Видишь, тучка в небе хмурится — Будет музыка дождя. И у ветра, и у солнышка, И у тучи, и у дождика, И у маленького зернышка — Тоже музыка своя.Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку...
«Молитва учителя» Господи Боже мой! Удостой нас быть орудием мира Твоего! Чтобы вносить любовь туда- где ненависть. Чтобы прощать, где обижают, Чтобы соединять, где ссорятся. Чтобы говорить правду, где господствует заблуждение. Чтобы воздвигать веру, где давит сомнение. Чтобы давать надежду, где мучает отчаяние. Чтобы вносить свет во тьму, Чтобы возбуждать радость, где живет горе. Господи Боже наш! Удостой, не чтобы нас утешали, но чтобы мы могли стать утешителями. Не чтобы нас понимали, но чтобы мы других понимали. Не чтобы нас любили, но чтобы мы других любили. Ибо кто дает- тот получает. Кто себя забывает- тот обретает. Кто прощает- тому простится. Кто умирает- тот просыпается к жизни вечной! Аминь!
Психология синего цвета Он развивает психические способности. "Очищает" мышление- освобождает от неуверенности, тревог и страхов, активизирует интуицию, подводит к плавному принятию правильного решения. Также синий цвет несколько "охлаждает"- снижает эмоциональность личности.
Психология красного цвета Он способствует эффективному запоминанию, стимулирует нервную систему, активизирует эмоции, поднимает жизненный тонус личности. К тому же, красный цвет создает чувство безопасности, уверенности и положительно влияет на угнетенное эмоциональное состояние
Психология желтого цвета: Активизирует положительные эмоции, освобождает от негативных, способствует лучшей концентрации мыслей, помогает воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения.
Психология оранжевого цвета Раскрепощает эмоции человека, значительно снижает его неприятные ощущения, помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию, способствует возникновению хорошего настроения и оптимистической позиции личности.
Психология зеленого цвета Он способствует возникновению эмпатии, помогает во взаимодействии людей друг с другом, формирует гармонию во взаимоотношениях. Помимо перечисленного, зеленый цвет обладает успокаивающим воздействием, стабилизирует психическое состояние