Что такое симфония
ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЖАНРОВ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - СИМФОНИЯ. Симфония (от греч. symphonía - созвучие, от sýn - вместе и phone - звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром. В отдельных Симфониях привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и Симфония для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов.
Симфония большое многочастное оркестровое произведение. В таком смысле симфония появилась около 1730 года, когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение. Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений.
Инструменты симфонического оркестра
Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие. Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Шедевры симфонического жанра. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер», до мажор Бетховен. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, «Героическая») Шуберт. Симфония № 8 си минор (так называемая «Неоконченная») Берлиоз. Фантастическая симфония Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»
ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ СИМФОНИЙ Йозеф Гайдн Во всем этом Гайдн был пионером. Часто — хотя и недостаточно корректно — его именуют «отцом симфонии». Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее. Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников. Многие симфонии Гайдна получили названия. Знаменитая симфония № 45 получила название «ПРОЩАЛЬНАЯ» (или «Симфония при свечах»): на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом.
Симфония № 94 «С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры. Симфония № 96 «Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.Название симфонии № 100 «Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года. Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены. Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна. По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности.
Людвиг ван Бетховен Бетховен создал девять симфоний. Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор). …Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии. О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы. Бетховен сам дирижировал симфонией. Но как это могло случиться? Ведь к тому времени Бетховен был уже глух. Обратимся к свидетельствам очевидцев. «Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко». По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух... Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.
Петр Ильич Чайковский В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений. Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая». Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора. Чайковский писал после премьеры: «С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.Зал Дворянского собрания в Петербурге(ныне Большой зал Петербургской филармонии),где впервые была исполнена Шестая симфония.
Симфоническая поэма. Сюита. Создателем симфонической поэмы считается великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист, написавший ряд крупных инструментальных произведений в этом жанре. Во многих своих поэмах Лист изображает героев и знаменитых людей, как, например, в симфонической поэме «Прометей» . Обращались в своем творчестве к этому жанру и русские композиторы М. А. Балакирев («Русь», «Тамара»), Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»), А. К. Глазунов («Стенька Разин»), А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей или Поэма огня»). К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные разнохарактерные пьесы. Они могут быть как небольшими по размеру так и большими концертными сочинениями
Сюита. «Сюита» в переводе с французского означает последовательность, ряд. Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей. Очень известны: симфоническая сюита Римского – Корсакова «Шехерезада». Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Любовь к трём апельсинам». «Сказка про шута» и др. Презентацию выполнила КИРИЛОВА С.Г.