Василий Суриков «Боярыня Морозова» «Степан Разин» «Утро стрелецкой казни» «Меньшиков в Березове» «Покорение Сибири Ермаком» «Взятие снежного городка»
«Автопортрет» 1879 года — один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П.М. Третьякова Вера Павловна, в замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, „почти якут“, по его собственному выражению, и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Умный-умный, со скрытой, тонкой сибирской хитрецой, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть, казалось, и страшным, и невероятно нежным. Минутами он был прямо обворожительным»
Картина «Боярыня Морозова» посвящена расколу в русской православной церкви, произошедшему в середине XVII столетия. В монументальном полотне Суриков соединил размах художественного замысла со сложным построением композиции, пленэрными изысканиями, декоративностью и с высочайшим уровнем технического исполнения.
Работа над картиной, посвященной предводителю народного восстания, велась долгие годы. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. В 1909 году художник пишет в одном из своих писем: «Относительно „Разина“ скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь на родину, и там нашел осуществление мечты о нем». На небольшом по размерам рисунке тушью — эпическое изображение вождя крестьянской войны. Но его образ так и не получил однозначности.
В восстании стрельцов Суриков увидел прямую связь с мятежными духом русского народа. Народ стал главным героем картины. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, — говорил художник, — без народа, без толпы». Суриков был первым художником, показавшим, что основной действующей силой истории являются народные массы.
В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Доверенное лицо и любимец Петра I, светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти в свои руки. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Он был разжалован, огромное его имущество конфисковано, а сам он с семьей отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию — в Березово. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Он погружен в безрадостные раздумья. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить.
На картине изображена битва на Иртыше казацкой дружины под воеводством Ермака с сибирскими татарами. Илья Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». .
Народное веселье стало темой суриковской картины «Взятие снежного городка». Сцена зимнего праздника наполнена оптимистическим звучанием. Художник славит смелость и жизнерадостность народа..